by wallax
Попробуем сделать первый, очень-очень приблизительный набросок наблюдаемой массовой шизы.
Я несколько раз говорил об “одержимости” или даже “бесноватости”, которая кмк расползается все ширше, дальше и глыбже. Мы ее определенно видим на БВ, а теперь и, хотя пока еще не так ясно, в России и на Украине. Некоторые ее признаки: иррациональность, садизм и саморазрушительность, недоступность для здравого смысла, религиозный уклон, явная антикультурность. Очень раздражало, что непонятны были природа и происхождение этой неожиданной “болезни”: посередь мощного культурного и технологического рывка последних десятилетий – вдруг внезапное, и очень быстрое! массовое одичание и падение в новое средневековье. И что это за болезнь такая? Невроз? Психоз? Деградация? Что-то есть, но все не то. Тогда что?
Пришлось вспоминать историю, ну и пошарить по сети, само собой. Тут всплыли всякие жертвоприношения, мистерии и прочие дионисийские непотребства, хотя первым делом я все-таки вспомнил библейскую историю о бесах, которые из бесноватого “Легиона” вселились в нехилое стадо из 2 тыс свиней, в полном составе затем сиганувших с крутого бережка… А в этих мистериях чего только не было! Тут тебе и беснование, и религия, и резкое раскультуривание, и безумно жестокие вакханки, руками разрывавшие животных и (предположительно) людей и поедавшие их прямо свеженькими…
ОК, допустим, мы имеем дело с современными вакханами и вакханками, но откуда вдруг они явились, вина больше вроде не стало?
И вот тут у меня происходит самый трудный переход. Культура. Ее квинтэссенция – это образы и ритм: кино-ТВ, музыка, да и тексты… Да и наука – это структуризация реальности, приведение ее к простым паттернам, т.е. тот же ритм… Так сказать, вечная музыка (вспомним, что говорили умные люди о математике!) И именно ритм и образы (+вино и всякие травы +толпа) запускали античную оргию. Реальная античная толпа превратилась в виртуальную, намного более массовую “толпу”. Правда, в ней отсутствует важная возможность прямого взаимного эмоционального заражения (“взвинчивания”), но виртуал кмк берет количеством и анонимностью; такую толпу можно сравнить с гигантской массой загипнотизированных монитором “хомячков” в темноте (страх, подозрение и агрессия).
Т.о, как это ни удивительно звучит, вдруг снова выплыл очень древний архетип, экстатический (или оргиастический) ритуал (таинство, мистерия). Его запустило взрывное увеличение “культурного продукта”, вызванное информационно-медийной революцией последних десятилетий; изобретение компьютера – начальная точка этого процесса. Это, в свою очередь, привело к тому, что все возрастающие массы людей попали под образно-ритмическую и синхронизированную культурную лавину – и началась массовая “оргия” со всеми ее древнейшими причиндалами: безумием, антикультурой, разрушением, жестокостью и прочими “прелестями”. При этом современная коммуникация эффективнейшим образом разносит эту эпидемию по всему миру, вовлекая в нее все новых участников.
Можно ли это остановить? Теоретически да – “всего лишь” перекрыв медийные каналы и закрыв интернет. Закрутить крантик. Практически – крайне сомнительно; кроме технических и экономических соображений есть еще и психологическое: оргию, а тем более такую масштабную, вряд ли возможно остановить, как невозможно остановить эпилептический припадок, она должна себя исчерпать самостоятельно. Первые результаты такого исчерпания мы имеем удовольствие наблюдать в Сирии, Ираке, Йемене, на Украине.
Дополнение. Кстати попался интересный отрывок из недавней книги Патрика Макнамары “Одержимость духами и экзорцизм. Историческая психология и нейробиология” (Spirit Possession and Exorcism, History Psychology and Neurobiology, Patrick McNamara, 2011). Похоже, что два наиболее предрасположенных к “беснованию” психологических типа – это т.н. эпилептоидный и истероидный, причем у обоих нередко встречается уклон как в ярую религиозность, так и в совершенно отвязанный нигилизм. (А то начнет как воинственный атеист, а закончит пострижением в монахи или наоборот. Вполне возможно, что эти типы – две стороны одной медали). У них, я думаю, низкий трансовый порог. То же, очевидно, относится и к женщинам. Из этого, например, можно предположить, что среди халифатчиц повышено количество женщин с истероидными наклонностями (но должны быть, хотя и существенно меньше, и “эпилептички”). У тамошних мужиков должна наблюдаться обратная картина – преобладание эпилептоидов. Косвенным свидетельством “эпилептоидного царства” может быть практически полное отсутствие чувства юмора у халифатских пассионариев.