Если бы мертвые могли говорить

Краткое содержание и рекомендации доклада Хьюман Райтс Вотч

(полная версия доклада доступна на английском языке)

Краткое содержание

Можно взять фотографии неизвестно откуда и сказать, что это пытки… Все эти факты не проходят никакой проверки, так что это все голословные утверждения.

– Президент Сирии Башар Асад в интервью журналу Foreign Affairs 20 января 2015 г.

Я знаю это место на фотографиях как свои пять пальцев – каждый камень, каждый кирпич. Я там жил круглые сутки. Самому таскать [трупы] приходилось.

– Сулейман Али (настоящее имя не разглашается), бывший солдат-срочник, служивший в 601-м военном госпитале

С начала массовых антиправительственных выступлений в Сирии в 2011 г. в местах содержания под стражей, подведомственных сирийским спецслужбам (мухабарат), погибло множество людей. В 2012 г. Хьюман Райтс Вотч были установлены и картографированы 27 таких изоляторов по всей стране, в том числе целый ряд – в Дамаске. На тот момент не было возможности с определенностью оценить масштабы недозволенного обращения и число смертей задержанных, хотя свидетельства бывших задержанных и перебежчиков последовательно указывали на широкое распространение изолированного содержания и пыток и на высокую смертность среди задержанных.

В январе 2014 г. появились сообщения о том, что один из перебежчиков вывез из Сирии десятки тысяч фотографий, значительная часть которых представляла собой снимки трупов людей, умерших в местах содержания под стражей. Этот перебежчик, ставший известным под псевдонимом «Цезарь», был проинтервьюирован международной группой юристов и сирийских активистов. Он заявил, что был штатным судебно-медицинским фотографом военной полиции и по роду службы лично фотографировал трупы многих задержанных и помогал архивировать тысячи других аналогичных снимков.

Как представляется, фотосъемка трупов велась в рамках бюрократической отчетности сирийских спецслужб по тысячам случаев гибели задержанных с 2011 г., а также по фактам гибели своих сотрудников в столкновениях с вооруженной оппозицией. Относительно точных мотивов ведения такого архива ясности нет. Сам Цезарь в одном из интервью говорил, что «часто задумывался над этим», но может лишь предполагать, что «режим документирует все – чтобы не забыть. И эти смерти тоже… Если однажды судьям придется возвращаться к старым делам, они [эти фотографии] им понадобятся».

По подсчетам международной экспертной группы, которая готовила первый обзор фотографий, Цезарь, перед тем как бежать, переправил из Сирии больше 50 тысяч снимков на дисках и USB-накопителях.

Вывезенные материалы Цезарь передал оппозиционному Сирийскому национальному движению, представители которого создали Сирийскую ассоциацию по пропавшим без вести задержанным и узникам совести (SAFMCD). Эта ассоциация и выступала непосредственным держателем файлов. В марте 2015 г. Сирийское национальное движение передало Хьюман Райтс Вотч 53 275 уникальных файлов, заявив, что они представляют собой полный массив собранных Цезарем материалов и что они не подвергались обработке, если не считать возможного изменения размера при передаче данных. Судя по датировке файлов, фотографии были сделаны в период мая 2011 г. – августа 2013 г. (в августе 2013 г. Цезарь бежал).