В то же время, в обсуждении джихада с западной точки зрения, эти две концепции имеют свою ценность – в том, что дискуссия о джихаде среди мусульман не означает автоматической рекомендации насилия или агрессии. В исламской литературе тех, кто ведет войну во имя ислама или в защиту исламских народов “муджахеддинами” – “те, кто ведет джихад”. Сегодня это слово немедленно вызывает образ боевика афганского сопротивления со “Стингером” на плече, тогда как в реальности речь идет о большинстве исламских боевых групп, представляющих как государственных, так и негосударсвтенных игроков. Ради сохранения связности и ясности, далее те группы, которые объявляют джихад будут именоваться “джихадистами”, а индивиды, принимающие в джихаде участие – “муджахеддинами”.
Здесь также необходимо дать рабочее определение важнейшего понятия глобального джихада – термина шахид, или мученик. Все разветвления ислама придают большую важность идее смерти на защите ислама и их оценка шахида сравнима с таким западным понятием, как “героическая смерть”. Культ мученичества в исламе – это то, что подталкивает молодых зелотов подорвать пояс шахида на переполненном базаре, врезаться на набитом взрывчаткой грузовике в полицейский блок пост или атаковать вооруженный армейский патруль с ножом в руке. Кроме этих самоотверженных примеров, мусульмане, убитые в ходе боевых действий поминаются как шахиды и восхваляются за принесенные ими жертвы. Возник специальный язык мученичества. Джихадистские группы в своих пресс-релизах не говорят о теракте-самоубийстве, но предпочитают именовать подобное действие амалийят исташухада (операция шахида), с тем, чтобы показать, что акт был совершен кем-то, намеренно искавшим смерти. Имена этих героев вплетены в суннитские нашиды и шиитские боевые песни, их имиджами увешан Западный берег и Газа, а в мечетях детям рассказывают об их подвигах. Их прославление гарантирует отсутствие дефицита будущих добровольцев и шахидов.
Как уже упоминалось выше, джихад – не современная конструкция, и он присутствует во всех периодах исламской истории.То что представляет кардинальное изменение в современном джихаде, его отличие от прошлого – перенос внимания с “ближнего врага” в Дар эль-Ислам или землях ислама на “дальнего врага” в Дар эль-Куфр, или землях неверных. Эта терминология была сформулирована Мухаммдом Абд ас-Саламом аль-Фарадж, последователем Саида Кутба, которого, в свою очередь, рассматривают в качестве отца современного суннитского джихада. Традиционно, местный джихад велся против врагов ислама, государства, и тиранов, (тагхут). Всех этих врагов удобно было сгрести в одну категорию “ближних”. Они представляли собой немедленную и легко определяемую угрозу ислама. В сектантской войне их часто идентифицировали как правящее меньшинство, которое состояло из представителей других религиозных направлений. Такой была суннитская верхушка, правившая шиитским большинство Ирака при Саддаме, алавитская династия Асадов, правящая суннитским большинством в Сирии, или трехстороннее правление суннитов, шиитов и христиан над нацией друзов, алавитов, христиан множества сект, множества направлений суннизма и шиизма в Ливане. Традиционно такая борьба была фокусом джихада и проявлялось в таких подвигах, как убийство египетского президента Анвара Садата или свержение светского правительства шаха Пахлави в Иране. Перенос ударения на войну против “дальнего врага” – а именно Соединенных Штатов,но, не только, но и против всего не-исламского мира и привел к тому, что мы вообще узнали о джихаде. Этот сдвиг также является причиной разлада среди самих джихадистских групп, и из-за него произошли значительные разломы в теологии и доктрине. Споры идут о том, дозволено ли, с религиозной точки зрения, атаковать страны, прямо не угрожающие исламу, и не отвлекают ли подобные акции от потенциально более важного джихада против ближнего врага. Внимание, привлеченное к джихадистким группам, атакующим дальнего врага привело к большой фитне – разногласиям среди джихадистских групп и к постепенному развороту многих из них, включая элементы аль-Каиды, обратно на ближнего врага. Так, например, появление Джабхат ан-Нусры в Сирии привело к большому количеству дискуссий на тему того, займется ли она джихадом против дальнего врага после победы над Асадом.