Одной из главных тем сегодняшней дискуссии на Западе является возникновение глобального джихадизма, в качестве силы, стремящейся атаковать за пределами исламского мира, и нанести удар в самое сердце мира не-исламского. В то время как исламский джихад – феномен, существовавший с самых первых дней основания ислама, его влияние было большей частью явлением внутренним, и он избегал прямых столкновений на религиозной почве с внешними игроками. Войны шли преимущественно за региональную гегемонию той или иной династии, а не ради установления глобального халифата или исламской сверх-державы. Учитывая это, следует однако помнить, что глобальный джихадизм существовал и до 9/11, и до начала войны с террором. Нарастающая волна джихадизма – и суннитского, и шиитского проявлялись в постепенной эскалации с начала 70-х годов. Глобальный джихадизм, таким образом, не является новым феноменом – но только сейчас мир болезненно осознал его присутствие – также как и необходимость его изучить, понять, реагировать , развивать контр-пропаганду – до того, как ситуация окончательно выйдет из под контроля.
Для понимания современного исламского экстремизма необходимо сначала понять корни глобального джихада, то как он перерос из внутреннего действия в глобальную акцию. В строительстве такого понимания основной фокус внимания будет направлен на те моменты, когда совершился переход – в особенности, во время афганского джихада и египетских волнений, но также и на событиях, которые привели к этим переходам. В то время как наиболее обсуждаемым сегодня является суннитский джихад, важность шиитского джихада, в особенности той его разновидности, что представлена Ираном, критически важна для понимания сути сектантского джихада сегодня.
Никакой хороший разговор о возникновении джихада невозможен без того, чтобы понять важность этого термина в арабском языке. О самом слове может быть написан целый научный трактат, со всем невероятным разнообразием толкований и интерпретаций факих – исламскими юристами. Арабское слово джа-ха-да примерно переводится как “борьба/настойчиво добиваться”. Значительная часть факих объясняет джихад в двух формах: джихад аль-акбар (великий джихад) и джихад аль-асгар (меньший джихад). В рамках этой концепции великий джихад – это та борьба, которую каждый ведет с собой ради того, чтобы не поддаться греху, улучшить самого себя и жить исламским образом жизни. Меньший джихад определяется как вешнее проявление веры, защита ислама от внешней агрессии. Следует отметить, что консенсуса относительно двух этих форм джихада не существует, равно как и свидетельств существования двух этих форм в Коране. Речь идет лишь о мнениях получивших специальное образование исламских юристов.