Отто Дитрих, пресс-помощник Гитлера, описал регресс фюрера от “внутреннего реформатора” к “внешнеполитическому десперадо и азартному игроку в международной политике”, “начавшему ненавидеть возражения тех, кто усомнился в его взглядах и непогрешимости… он хотел говорит, а не слушать”.
Не внушает никакого оптимизма и тот факт, что реакция на защиту турками своего воздушного пространства последовала практически мгновенно, в то время как реакция на взорванный над Синаем российский авиалайнер была отсроченной (частично, возможно из-за того, что мистер Путин пытался уяснить, не замешан ли в этом его собственный аппарат безопасности).
Если мистер Путин способен к концентрации внимания, он сейчас должен был осознать, что его сила воздействия куда меньше, чем он воображал. По крайней мере пока Ангела Меркель еще болтается на политической сцене, ему удалось превратить германского друга в ненастоящего, а в квази-врага. И он ухитрился превратить весьма внушительного турецкого друга в откровенного врага.
В прошлую пятницу турецкое правительство вызвало российского посла и устроило показательную порку в связи с бомбардировками этнических турок в северной Сирии. Во вторник самолет сбили не случайно. Турецкое правительство не находит мистера Путина настолько внушительным и грозным, насколько воспринимают его некоторые американские поклонники.
Но опять-таки, только запутавшиеся воспринимали его серьезно. В марте этого года, по оценке российского экономиста Сергея Гуриева, Россия потратила половину военного бюджета 2015 года. Российский план затрат основывался на оценочной стоимости нефти в 100 долларов за баррель. Бюджет этого года рассчитан из цены 50 долларов за баррель. В то же время, отток капитала составляет 100 миллиардов долларов в год. Многие российские компании – на грани банкротства. Российская армия вынуждена прекратить призыв на Северном Кавказе, не доверяя более мусульманским рекрутам. Москва также чувствует нарастающий финансовый груз ответственности за экономически разоренные Крым и восточную Украину, еще более усугубленную саботаже электроснабжения в Крыму.
Глобальные финансовые рынки упали, но незначительно, после известия о том, что сбит российский самолет. Нефть немножко подпрыгнула. Подобная приглушенная реакция не представляется подтверждением веры в то, что у режима мистера Путина есть будущее.
Holman W. Jenkins, Jr. Turkey Shoots Down a Paper Tiger
His neighbors don’t find Mr. Putin quite as impressive as some Americans do. WSJ
Nov. 24, 2015