Гильде и ее семье было отказано в гражданстве Израиля в соответствии с израильским законодательством, так как ее муж – мусульманин, а она сама приняла ислам три года назад. Мусульманской части семьи было предложено остаться в Турции, однако, они отказались и предпочли возвращение в раздираемую войной страну статусу беженца и судьбе жителей лагерей вынужденных переселенцев.
После болезненного разделения семьи Гильда вернулась в Алеппо со своим сирийским паспортом, и сейчас живет там с мужем и детьми, отказываясь комментировать и даже просто говорить о своих испытаниях. Моти Кахана, наоборот, громко заявил: “Я помог выбраться из Алеппо последней еврейке. Меня переполняют чувства, когда я думаю об этом”.
Утраченное соседство.
Пятнадцать лет назад всего около двухсот евреев оставалось в Сирии, что очень незначительно для страны с населением 23 миллионов. Число евреев резко сокращалось все последние десятилетия, все еще составляя 15 тысяч в период Объединенной Арабской республики (так назывался кратковременный политический союз Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В 2000-2001 годах примерно 150 евреев проживали в Дамаске, в то время как остальные были разделены между Алеппо и Камышлы на северо-востоке Сирии.
Согласно публикуемому ежегодно в США международному отчету религиозных свобод, еврейская община сократилась до 80 человек к 2005 году. В прошлом декабре число евреев Сирии не превышало пятидесяти, большая часть из которых населяет Хай аль Яхуд или Еврейский квартал Старого города Дамаска, где они делят соседство с шиитами.
Еврейская община Алеппо, некогда влиятельная и процветающая, тесно связанная с заморской торговлей и глубоко укорененная в древней истории города, исчезла.
Еще в 1901 году богатые выходцы из Алеппо основали свою синагогу и общину в Иерусалиме и поддерживали деньгами еврейских беженцев из Сирии, которые бежали в Америку еще во время Первой мировой войны.
Когда-то Алеппо считался неофициальной столицей сефардского еврейства, а Главная синагога города была построена. согласно древнему преданию, одним из военачальников библейского царя Давида.
Община стала постепенно таять и терять свое влияние, а ее члены – уезжать в Израиль или нью-йоркский Бруклин, в 1948 году, когда еврейские здания и синагоги были атакованы погромщиками во время первой войны Израиля с арабами.
Одним из известных представителей общины являлся Йом-Тов Ассис, уроженец Алеппо, ныне преподаватель истории в иерусалимском Еврейском Университете и глава Центра алеппского Еврейства, института, основанного специально для изучения наследия еврейской общины Алеппо.
Сами Мубайед, сирийский историк и выпускник Института Карнеги, автор книги “Под черным флагом: На границах Нового Джихада”.
Материал подготовлен Николаем