Полиция в северной Норвегии подтвердила, что многие из сирийских беженцев, перешедших российско-норвежскую границу, являются обладателями постоянного вида на жительство в Российской Федерации, и прожили там по несколько лет. Это резко снижает их шансы на получение убежища в Норвегии.
Многие беженцы, перешедшие границу в районе Сторског к востоку от Киркенес, будут отправлены обратно, поскольку им был дарован вид на жительство в России. Норвежские власти полагают, что эти люди не нуждаются в защите Норвегии.
Норвежская телекомпания NRK сообщает о том, что из-за наплыва сирийских беженцев на крайнем севере страны полиция была вынуждена разбить дополнительные палатки близ КПП Сторског. На настоящий момент границу перешли около 500 человек.
Большинство из них – сирийцы, но далеко не все из них – беженцы из разрываемой на части гражданской войной страны. Многие из них прожили в России пять или семь лет, некоторые прибыли туда еще до начала войны.
Представитель полицейской администрации на северной границе Эспен Хага заявил: “Мы отметили тенденцию – лица переходящие границу в районе Сторског, как правило, имеют вид на жительство в странах, отличных от Сирии”.
Один из беженцев заявил в интервью NRK, что въехал в Россию по студенческой визе, и несколько лет учился и работал в этой стране. Он пожаловался на “трудные условия”, и “нехватку рабочих мест” в России. Это вынудило его искать лучшей жизни в Норвегии. Он также посетовал на то, что в России к беженцам относятся как “к гражданам второго сорта”.
Другой беженец, не сумевший получить российской рабочей визы, жалуется: “Россия нам совсем не помогает. Если вы найдете работу и вас поймают – вас бросят в тюрьму. Вы можете оставаться в России, но вы ничего не можете там делать”.
Но норвежские официальные лица твердо настроены на то, чтобы предоставлять убежище лишь тем, кто в нем действительно нуждается, а не тем, кто прибыл в страну в поисках лучшей жизни. Если Россия предоставила этим людям убежище в виде постоянного вида на жительство, скорее всего, их отправят обратно в Россию. Те, у кого нет ПМЖ в России, имеют больше шансов на получение статуса беженца.
Фроде Форфанг, шеф норвежского иммиграционного агентства UDI (Utlendingsdirektoratet) в прошлом месяце заявил иностранным журналистам в Осло, что сирийцы, предположительно, сначала прилетели из Дамаска в Москву, а оттуда добрались до Мурманска, после чего перешли границу с Норвегией.
Полицейский представитель Хага заявил, что прошения сирийцев будут рассматриваться “на индивидуальной основе”. Само их количество – главный вызов для норвежских властей, которых кризис беженцев застал врасплох. Полиция и направят в Киркенес дополнительный персонал, с тем, чтобы прошения сирийцев не отправлялись на юг, в Осло, а рассматривались на местах.