У ирано-иракской войны, которая считается самым длинным (по крайней мере, официально) военным конфликтом 20-го столетия, было множество исторических, экономических, политических и религиозных причин. Вялотекущий конфликт за право добычи нефти, права судоходства по Шатт эль-Араб и права на Абадан продолжался минимум 60 лет.
До исламской революции в Иране Ирак, в борьбе с шахом, всегда выступал с более слабых позиций, и был вынужден идти на уступки. Шах поддерживал курдских партизан в Ираке. В начале 70-х 45 тысяч курдских партизан сковывали 4/5 иракской армии и больше половины ее бронетехники. Стоимость конфликта – и в деньгах, и в людях была безумной для Багдада. За пять лет войны в Курдистане были убиты более 60 тысяч человек. Венцом шахского давления стали Алжирские соглашения 1975 года. Они предусматривали демаркацию границы по середине главного фарватера Шатт эль-Араб, тем самым исполнив главное иранское требование (корни которого лежат в сконструированном британцами для собственного удобства соглашении 1937 года). Стороны обязались не поддерживать “подрывную деятельность” друг против друга.
Аятолла Хомейни с 1965 года жил в изгнании в иракском Наджафе. Он воздерживался от всякого контакта с иракским шиитским подпольем, и всю свою энергию бросил на достижение единственной цели – свержение Пехлеви. Внутренняя обстановка в Иране к октябрю 1979 года накалилась до такой степени, что шах потребовал от иракских властей, на основании Алжирских соглашений , высылки Хомейни. Высылкой Хомейни занимался лично вице-президент Саддам Хуссейн – и Хомейни ему впоследствии этого не простил. Сначала аятолла надеялся перебраться в Ливан, но власти этой страны отказались принять его. После этого Хомейни отбыл в Париж.
Высылка Хомейни сильно задела и без того обиженных и приниженных иракских шиитов. Еще более разъярил их последовавший немедленно за высылкой визит шахини, Фарах Диба, которая, в сопровождении Саддама Хуссейна, с любопытством осмотрела шиитские святыни Ирака.