Мигрантский кризис, охвативший Европу и Ближний Восток – одно из худших гуманитарных бедствий с момента окончания второй мировой войны. Миллионы отчаявшихся людей на марше – суннитские беженцы, выдавленные из Сирии варварством режима Асада, христиане и езиды, бегущие от порнографического насилия Исламского Государства, миллионы представителей всех других религий, бегущие от нищеты и угнетения – всему этому не видно конца. Родители доверяют свои жизни и жизни своих детей полусгнившим кораблям и преступным синдикатам, профессионалы и бизнесмены бросают дело жизни и инвестиции, фермеры уходят со своих земель, и от Северной Африки до Сирии сирые, больные и убогие – все вышли в путь, неся по дороге слез свои немногочисленные пожитки.
Это – первый мигрансткий кризис 21-го века, но вряд ли он окажется последним. На Ближнем Востоке и в Сахаре поднимаются волны насилия, подобные тем, что разорвали на куски Балканы и Османскую империю на грани 19-20 веков. Ненависть и соперничество выдавливающие целые общины и народы в изгнание имеют длинную историю – и, возможно, длинное будущее.
Сегодня мы стали свидетелями кризиса двух цивилизаций. И Ближний Восток и Европа столкнулись с глубокими политическими и культурными проблемами, которые они не в состоянии решить. Пересечение их провалов и дефектов превратили этот кризис в куда более деструктивный, чем он мог бы быть – и несут вместе с собой риск еще большей нестабильности, войны и закручивания спирали насилия.
Кризис на Ближнем Востоке – нечто куда более серьезное, чем нежели разрушение Ливии и Сирии. Он глубже, чем отравленная сектантская и этническая ненависть, на фоне которых продолжается серия войн от Пакистана до Северной Африки. По сути, мы наблюдаем последствия провала цивилизации, которая не смогла ни преодолеть современность, ни приспособиться к ней. Через 100 лет после краха Османской империи и через 50 лет после ухода Франции из Алжира, Ближний Восток не сумел построить экономики, которые позволяли бы населяющим его людям жить достойно, не сумел построить политические институты, и не сумел выкроить себе почетное место и уважение в международных делах, к чему так стремились люди региона.
Нет никакой необходимости напоминать о многочисленных кризисах с момента разгрома Британией Османской империи и освобождения арабских народов от турецкого владычества. Но стоит отметить, что арабский мир попробовал последовательно различные типы правления и различные идеологии, и ни одна из них не работает. Либеральный национализм начала 20-го века потерпел крах, точно также, как социалистический национализм Гамаля Абделя Насера и его современников. Авторитарные режимы также на подошли арабам: сравните то, что произошло с свободным от ресурсов авторитарным Сингапуром с наследием Асадов в Сирии и Саддама Хуссейна в Ираке.