У нас – кошмары. У них – сны. ISIS реализует кошмарные фантазии практически ежедневно. Хорвату отрубили голову в Египте. Смертник ISIS взорвал 70 человек на багдадском рынке. Британские таблоиды, Twitter, Fox, ABC News рисуют нам “Карту ISIS” – старый вздор, поскольку Исламское Государство ничего об этом не говорит. Карта показывает нам, сколько ISIS намерено откусить зараз: Испания, Греция, Югославия, Турция, Левант, Египет, Магриб, половина Африки , вся Индия, Пакистан и хороший кусок Китая.
Но как ISIS выдерживает эти кошмары? Час просмотра видео казней – полной гаммы – от страха в глазах жертв до отрезания голов, пуль, отстреливающих затылок – оставляет любое человеческое существо в состоянии катотонического истощения, ступора.
Жертвы не сопротивляются. Возможно, их души уже умерли от ужаса. Одно из последних видео показывает группу “шпионов”, одетых в робы Гуантанамо, которых топят в клетке палача. Железное сооружение медленно погружается в воды бассейна. Подводные камеры фиксируют финальную агонию.
Ясно, что здесь идет о какой-то ментальной аберрации. Вы в ужасе отшатываетесь от этих непристойных имиджей. Затем вы вспоминаете, что каких-нибудь 200 лет французы толпами собирались поглазеть на гильотину, таращась на то, как она рубит голову врагам революции. Да и мы, британцы, разве не развешивали в клетках трупы разбойников с большой дороги? Существует целая литература о лондонских висельниках – с описаниями предсмертных речей и “Тайборн-джиг” (Тайборн – место в Лондоне, где стояли виселицы).
Мы, конечно же, все одели в пристойные слова. Справедливость. Государственная измена. И, мое любимое “закон должен быть исполнен” – как будто речь идет о суждении, данном не человеком, но богом. И всем этим, к несчастью, оправдывает себя и ISIS, когда режет невинных.
Но во всех этих порнографических видео есть также и некая (жутко писать подобные слова) детскость. Они рекламируют кровищу, и хотя в клипах – реальные люди и реальные пытки они по существу своему инфантильны. Тоже самое – в арабских нашидах –форме колыбельной смерти, которую дитятя слышит и воспринимает в самой извращенной форме. Я бы хотел понять, каким образом сформировался подобный склад ума – но тут получил 12-страничный доклад Яна Эдгара из университета Дурбана, исследующий сны в качестве основы принятия решений ISIS.
“Наука о снах” издавна занимает особое место в исламе – в коране есть три доклада о снах – но особенно она привлекает джихадистские группы, вроде аль-Каиды. Мне однажды самому пришлось пережить описание сна – в исполнении самого Усамы бин Ладена . Он рассказывал о сне одного из “братьев”. В этом сне я, Роберт Фиск (вообразите себе мои ощущения) появился, наряженный в рясу имама, на коне и с мусульманской бородой. О, Господи! Я не знаю, искал ли бин Ладен новообращенного. Но я поспешил ему объяснить, что не являясь потенциальным клириком, и лишь пытаюсь сообщить правду читателям Independent.
Эдгар, однако, исследует “Ночные сны” среди сторонников ISIS, собирая доказательства из неизбежных социальных (в этом случае, скорее, решительно асоциальных) сетей и из собственного журнала ISIS, Dabiq.
Эдгар отмечает частое появление в снах “зеленых птиц” – воинов джихада на пути в Парадиз. Он выражает надежду на то, что “мы не окажемся в том сценарии, где тысячи “дронов-бабочек” будут слушать рассказы о ночных снах за завтраками по всей Азии, только ради того, чтобы отстрелить определенного молодого человека, протирающего глаза после сна, совпавшего с “опасным” алгоритмом”.
Robert Fisk Isis is using ‘dreamology’ to justify its nightmarish vision for the world Independent Sunday 16 August 2015