На это, конечно же, потребуется время – и в это время нельзя допустить коллапса режима Асада – из страха перед усугублением хаоса. Курдам также нельзя позволить создать независимое или полуавтономное государственное образование – из страха обидеть Турцию. Из страха перед аль-Каидой нельзя допустить того, чтобы Джабхат ан-Нусра превратилась в доминирующую силу среди мятежников. То есть и здесь нет желания скорой победы.
На каком-то этапе, надеется мистер Обама, эти не связанные с аль-Каидой мятежники сумеют нанести поражение ISIS. После того, как это произойдет, они окажутся достаточно серьезной силой – настолько серьезной, что смогут вынудить президента Башара Асада уйти, предварительно подписав сделку о мире, которая будет поддержана не только Западом, но и Россией и Китаем, и, в первую очередь, новым американским партнером в международных делах – Ираном.
Таков взгляд мистера Обамы на мир. Для Ближнего Востока это означает баланс суннитских (Саудовская Аравия) и шиитских (Иран) интересов.
Глобально, подобное восприятие мира не рассматривает Америку ни в качестве единственной сверхдержавы – неразумной, не рациональной, невозможной триумфалистской сверхдержавы Буша, ни в качестве одного из великих государств, конкурирующих на мировой арене с другими великими державами – в этом случае забывается евангелическая роль Америки в распространении свободы и демократии.
Обама, скорее видит Америку в качестве первой среди равных – лидеры более свободного (если еще не свободного) мира, который уважает интересы конкурентов вроде России и Китая и предлагает им совместный полицейский надзор за взбесившимися государствами-изгоями.
Если такая экстремально сложная партия в шахматы кажется вам безумной, попытайтесь представить, что вы оказались в центре событий.
Для тех, кого бомбит Асад, ISIS предлагает защиту. Таков взгляд на происходящее многих суннитов в Сирии.
Для тех, кто ненавидит Америку, ISIS останется сборным пунктом.
Для мятежников, Обама не предлагает никакой надежды на поражение Асада. Поэтому неудивительно, что в американских лагерях подготовки подготовлено так мало людей – 54 на момент написания данной статьи. Америка не берет тех, чья главная цель – свержение Асада. Кандидаты должны поклясться, что они будут, прежде всего, воевать против ISIS.
И есть еще эти предполагаемые “коллеги” в возглавляемом американцами мировом порядке – Россия. Китай, Иран. Поскольку их основной установкой, основным идеологическим мотивом существования правящих там режимов является противостояние Америке и распространению свободы и демократии, предположение об их добрых намерениях выглядит скорее оптимистическим.
В мировой истории ведение войны было, как правило, весьма простым и прямолинейным делом: используй всю свою силу для поражения врага – чем быстрее, тем лучше.
Но мистер Обама верит в то, что мир настолько изменился, что о подобных старомодных взглядах следует забыть.
Время покажет, насколько он прав – но даже он понимает, что речь идет о существенном промежутке времени. А пока – каждый день будет гибнуть все больше людей, появится еще больше беженцев, и куда больше новых рекрутов ISIS.