Государства NBP 9 находятся в зоне конфликта и против них стоит ревизионистская держава, располагающая и средствами, и волей для преследования поставленных перед собой целей. На данный момент ситуация такова, что эти государства сами себя защитить не могут. Топография им не благоприятствует. У них нет ни мозгов, ни мускулов для самозащиты. Их расходы на оборону ничтожны. Но главная проблема в том, что NBP 9 – не приоритет для Европы. Внимание лидеров большинства европейских стран отвлечено на юг, а не на север. Германия думать не хочет о возможности военной конфронтации с Россией.
Все это, вместе взятое, придает проблеме региональной безопасности глобальный характер. Авторитет и престиж НАТО, а вместе с ним и США, в качестве европейской державы зависят от того, могут ли они гарантировать безопасность NBP 9, в первую очередь, трех наиболее уязвимых государств – Латвии, Литвы или Эстонии пред лицом российского саботажа или внезапной атаки.
В случае успеха атаки против Балтийских государств или подрыва существующего в них порядка (например через принуждение к смене режима) ущерб, уже причиненный европейской безопасности успешным захватом украинской территории превратится в невосполнимый и необратимый. Главное утверждение данного доклада заключается в том. что если безопасность этого региона не будет улучшена, НАТО, наиболее успешный военный альянс в мире, продемонстрирует собственное бессилие – без единого выстрела. Роль Америки в качестве абсолютного гаранта европейской безопасности испарится в течении нескольких часов. Это будет концом правил игры, установленных Хельсинкским соглашением 1975 года, подтвержденных парижским договором 1990 и соглашениями Россия- НАТО. Это будет означать возвращение в эпоху Гоббса – столь знакомую другим частям света – там, где большие страны делают то, что хотят – а малые должны это безропотно принимать.
Подобное унижение Европы и Америки будет иметь огромный, и потенциально катастрофический эффект на безопасность по всему миру. Такие союзники, как Япония, Тайвань (Республика Китай) и Южная Корея более не смогут полагаться на американские гарантии. У них появится сильнейший соблазн или самим договориться с Пекином, или ввязаться дестабилизирующую гонку ядерных вооружений с целью гарантии собственной безопасности.
О цифрах
На первый взгляд, непонятно, почему в эту проблему должны быть вовлечены внешние силы. Вместе NBP 9 выглядят сильными. Совокупный ВНП составляет 2,3 триллиона долларов в год – на треть больше, чем в России. Их население – 70 миллионов человек – больше, чем во Франции. Совокупные расходы на оборону – 33 миллиарда долларов. У них – первоклассная авиация, морские (в первую очередь, подводные) силы, артиллерия, спецназ, хорошие возможности в области кибернетической войны и разведки. В качестве единого государства они могли бы претендовать на статус самой эффективной неядерной державы Европы.