Ирак теряет Басру

14-я дивизия иракской армии, расквартированная в Басре, была переброшена на север, для прикрытия Багдада. Результатом этого стало изменение ситуации в области безопасности, и активизация в деятельности криминальных и террористических сетей, и масштабное применении ими насилия для сведения счетов.

13 июня толпа протестующих собралась у здания регионального правительства. Участники демонстрации потребовали отставки губернатора Маджида ан-Насрауи. За этим последовали протесты в провинции Майсан и в Басре в связи с регулярными отключениями подачи электричества. Отключения вызывают большое недовольство, и протесты продолжаются с октября прошлого года, но пика они достигли с началом Рамадана 17 июня.
01
Кроме того, иракское правительство осуществляет программу жесткой экономии, что ведет к сокращению рабочих мест и прекращению крупных строительных проектов. На фоне ухудшения ситуации в области занятости усилилась конкуренция между местными жителями за работу в нефтяной индустрии. Примером стали события на месторождении Курна-2, которое 22-26 мая было блокировано из массовых протестов, вызванных распределением рабочих мест.
02
Также необходимо отметить резкое усиление влияния шиитских милиций, воюющих против ISIS и критически относящихся к правительству Хайдара аль-Абади. В первую очередь, речь идет о Отрядах Народной Мобилизации (Аль-Хашд аль-Шааби). Тем не менее, сами милиции не представляют единого фронта и соперничают друг с другом. Высший Исламский Совет Ирака и движение Садра более опытны и имеют более разветвленную и массовую систему поддержки. 11 мая Катаеб Хизбалла осуществила налет на штаб квартиру высшего исламского Совета в Басре. Предлогом стали обвинения в коррупции против членов Совета.

Федеральная полиция в Басре не в состоянии обеспечить порядок и безопасность в отсутствие 14-й дивизии иракской армии. Открытое присутствие вооруженных милиций и криминальных банд на улицах Басры становится все более явным. Милиции и банды конкурируют и пытаются установить/расширить свое влияние в нефтяном секторе. Подобные попытки были приостановлены или заморожены в результате операции Саулат аль-Фурсан в 2008. В настоящее время правительство пытается противопоставить бандам и милициям новую полицейскую силу, которая формируется для охраны месторождений и нефтяной инфраструктуры.

Все это происходит на фоне племенных конфликтов, большая часть которых происходит не в самой Басре, а к северу от нее. Минимум в одном инциденте была замешана милиция Асаиб аль-Хак.

В пятницу премьер Абади заявил о необходимости создания в Басре “зоны, свободной от оружия”. Абади потребовал, чтобы только уполномоченные правительством лица имели право на ношение оружия.

Выступление Абади произошло после того, как в ходе разгона демонстрации против отключений электричества один человек был убит, трое ранены.

Губернатор Маджид ан-Насрауи пообещал сформировать “комиссию по расследованию инцидента”.

Трудно поверить в то, что комиссия остановит дрейф Басры в сторону сепаратизма и большей автономии. Шансов на это немного — во всяком случае не больше, чем на разоружение шиитских милиций, несмотря на энергичные приказы Абади.