Ахмед Хассан и Яра Байоми опубликовали в Reuters обширный материал, посвященный сложным отношениям между египетской армией, бедуинами Синая и Исламским Государством.
В середине апреля этого года жители египетской деревни а-Тавила на Синае услышали крики бедуинской женщины. Крики были настолько сильны, что соседи сочли необходимым проверить – что происходит? Один из них, Али Абу Фредж заметил, как от дома отъехала Toyota Land Cruiser с четырьмя людьми в масках.
Он рассказывает: “Когда мы вошли в дом, мы с удивлением обнаружили, что на полу лежит связанный муж. Он сказал, что люди в масках похитили его жену”.
Похитители сказали, что они представляют Велайят Синай – египетскую франшизу ISIS. Они исчезли, но женщину нашли через день – с двумя пулями в голове и перерезанным горлом. Два бедуинских вождя утверждают, что женщина была изнасилована. Один из них, Муса а-Дельх, говорит, что на теле женщины нашли записку. В ней говорилось, что женщина наказана за сотрудничество с египетской армией.
Тогда инцидент остался незамеченным, и о нем практически не писали в прессе. Тем не менее, египетская армия надеется. что он станет поворотным пунктом в войне с исламитскими экстремистами в регионе. Более дюжины бедуинских вождей, разъяренных атакой и ее брутальностью, теперь готовы присоединиться к битве против боевиков – несмотря на десятилетия плохих отношений с центральным правительством.
Египетской армии нужна любая помощь. Велайят Синай – группировка, ответственная за убийство женщины, 1 июля совершила серию скоординированных атак против сил безопасности. Речь идет о самых масштабных боевых действиях в регионе за несколько последних десятилетий.
До настоящего времени бедуинские племена старались держаться в стороне от боев – несмотря на то, что джихадисты вербуют и бедуинов. Но апрельская атака была настоящим оскорблением, говорят лидеры племен. Боевики нарушили кодекс чести, и племена более не могут молчать. Дельх говорит: “Дойти до того, чтобы похитить ее… изнасиловать и на следующий день обезглавить и приложить записку о том, что она сотрудничала с армией – это совершенно варварский акт”. Дельх представляет одно из крупнейших бедуинских племен Синая – Тарабин.
Пока не ясно, помогут ли бедуины армии, и если помогут, то в какой степени. Племенные отношения, бизнес-интересы и застарелое раздражение могут помешать формированию любой новой бедуинской милиции.
Также никто не знает, сколько джихадистов на Синае. Дельх говорит, что их 2000, другие – 600.
Независимо от этого, джихадисты становятся все смелее и смелее. Бои 1 июля стали самыми масштабными военными действиями на Синае с 1973 года.
Ахмед Абу Газаль, водитель грузовика из Шейх-Зувайяд рассказывает: Я был шокирован мощным взрывом и затем увидел, как десятки боевиков атакуют блок-пост. Я поехал по другой дороге, но там происходило тоже самое. Я еще никогда не видел, чтобы боевиков было больше чем солдат. Позднее я видел боевиков, кричащих “Аллах Акбар!” и трясших оружием в знак победы”.