В качестве начинки используется токсичные индустриальные химикаты, скорее всего содержащие хлорин.
Ранее исламистские милиции пытались применять бомбы с химической начинкой против американских сил и иракской армии. В 2014 году курды сообщали об одном случае подрыва смертника с химической бомбой. Тем не менее, применение снарядов с химической боеголовкой является новым, внушающим тревогу развитием.
Химические снаряды, особенно кустарного производства, часто оказываются менее летальными, чем конвенциональные средства, но по своей природе неразборчивы. От них также труднее защититься без специального снаряжения.
Наиболее явный инцидент, подтверждающий факт использования снарядов с химической боеголовкой, зафиксирован 29 июня французским экспертов по боеприпасам Грегори Робин, работающим на частную организацию Conflict Armament Research , отслеживающую применение различных видов вооружений в конфликтах в различных частях мира.
Речь идет о 120-мм минометном снаряде, выпущенном по курдским позициям в районе дамбы Мосула 21-22 июня.
По словам Робина, хвостовая часть снаряда разбилась, и из не вытекала жидкость с сильнейшим запахом хлорина, причиняющая раздражение в глазах и в дыхательных путях. Несколько курдских боевиков, оказавшихся в зоне обстрела почувствовали себя плохо.
Во внутреннем докладе курдскому правительству пишет, что снаряд произведен в одной из мастерских ISIS и “почти наверняка содержит хлорин”. В настоящее время остатки снаряда исследуются в лаборатории с целью определения природы отравляющего вещества.
Через неделю после инцидента у дамбы Мосула две отдельных атаки с применением химических снарядов были зафиксированы против курдских сил в Хасаке, Сирия. Специалисты говорят, что речь идет о реактивных снарядах, наполненных пестицидом.
Курдская милиция YPG издала заявление, в котором сообщает о том, что на позициях ISIS ею были захвачены противогазы.
В результате химической атаки в Тель-Брак пострадали 12 курдских боевиков. Среди симптомов – головная боль, временный паралич, трудности с дыханием, тошнота, рвота, потеря ориентации, в некоторых случаях – потеря сознания. Следователь Conflict Armament Research проверил две воронки в Тель-Брак и дыру в стене жилого дома в Хасаке. По его словам, на месте разрыва сохранялся сильный и незнакомый запах, который скоро стал болезненно раздражительным. Следователь говорит: “Очень странный запах, напоминающий луковый. Мне сразу ничего в голову не приходит, на что это было бы похоже. Через 30 секунд у меня начал гореть нос, через 90- горло”.
На основании исследований в лаборатории Камышли курды и западные специалисты пришли к выводу о том, что речь, скорее всего, идет о фосфине.
В Тель-Брак курдские боевики были вынуждены отойти с позиции после химической атаки.
В внутреннем докладе курдского правительства в Сирии говорится, что необходимо предпринять меры и подготовиться к отражению подобных атак в будущем