Конечно, значительная часть этого контента – многоцелевая. Например, практически ежедневно появляются видео с наказаниями худуд, и совершенно ясно, что они по разному воздействуют на различные аудитории. Для местных они – доказательство того, что Исламское Государство, несмотря, на то что его атакуют со всех сторон, продолжает обеспечивать безопасность и стабильность. Безжалостность и скорость, с которой наказывается любое преступление должно рассматриваться в контексте царящей в регионе анархии и беззакония. Для потенциальных оппонентов такие видео служат предупреждением. Для идеологических сторонников и активных участников эти имиджи предоставляют легитимацию и прославление на самом базисном уровне. Для потенциальных рекрутов это просто еще одно доказательство легитимности Исламского Государства. Наконец для не-джихадистов и потенциальных врагов и международного общественного мнения подобные наказания служат в качестве нарратива брутальности, описанного выше. В данном случае цель – отрицание международных норм и демонстрация решительности, с которой Исламское Государство преследует осуществление проекта “халифат”.
Провозгласив “халифат” в тот момент, когда он был провозглашен, Исламское Государство присвоило экстремистский джихадистский нарратив. Оно возвысило себя над всеми прочими джихадисткими группами в качестве той утопии, к осуществлению которой они так стремятся. Именно поэтому пропагандисты обязаны держать идею на плаву, раздувать ее, еще больше капитализировать исламскую эсхатологию которая занимает центральное положение в официальной риторике группы. Как и заведено, ударение на приближающемся апокалипсисе делается для усиления чувства срочности и необходимости. Идея заключается в том. что с провозглашением халифата День Страшного Суда стал близок как никогда. Халифат был провозглашен, и с 8 августа 2014 года началась лобовая конфронтация с “крестоносцами” Посыл очень прост: присоединяйтесь к нам или столкнетесь с вечностью ада.
Эсхатологические – не новая аллюзия в джихадистской пропаганде. Тем не менее то, с какой особой силой это подчеркивается в пропаганде Исламского Государства – ново. В каждом новом обращении руководства, подчеркивается надвигающийся конец света, и в каждый новый выпуск наполнен ссылками на грядущий Армагеддон. Ударение на эсхатологии придает призыву к индивидам и группам присоединиться к ISIS новую настоятельность.
В течение года, последовавшего за провозглашением халифата, многие последовали этому призыву, провозгласив себя новыми “провинциями” – по крайней мере, на бумаге. При каждой возможности, подобные присоединения празднуются. Каждая присяга верности (байя) аль-Багдади широко освещается в социальных сетях Исламского Государства, как еще одно доказательство того, что священный процесс управляется Небесами. Затем, на протяжении многих недель выдаются видео с ликующим населением. Все это направлено на создание ощущения динамики, импульса поступательного движения. Восприятие постоянно растущей мощи не только символически важно, оно распространяет авторитет и власть.
Исламское Государство отвергло многие традиционные аспекты нарративов соперников, вместо этого выбрав “пропаганду победителей”, и, посредством синтеза перечисленных шести тем, смогло разжигать ненависть и аккумулировать поддержку с беспримерной эффективностью. Оно эксплуатирует безотлагательность и религиозно-политическую легитимность таким образом, что возникает императив действия – будь действие в виде присоединения, распространения пропаганды или совершения теракта – так спешно , как только возможно. Вместе с той легкостью общения между боевиками и любопытными наблюдателями, которую с таким успехом культивирует ISIS, возникает коктейль джихадистских нарративов, ставший неоценимой помощью для поддержания динамики и распространения легитимации. То, как сторонники интерпретируют группу критически важно для ее успеха – тщательно обновленный и четко очерченный образ стал причиной своеобразной джихадисткой “утечки мозгов”. Конкуренция среди джихадистких групп за скудные ресурсы и рекрутов действительно очень остра. И потому восприятие группы целевой аудиторией – залог ее долголетия.
The Virtual ‘Caliphate’: Understanding Islamic State’s Propaganda Strategy By Charlie Winter