Систематизация пропаганды Исламского Государства
Слишком часто все соглашаются тем, что брутальность – главное свойство пропаганды Исламского Государства. Это просто не так. Полный спектр потока политических сообщений ISIS огромен – кроме брутальности он рассказывает о сострадании, жертвенности, причастности, милитаризме, и, конечно же, об апокалиптическом утопизме. Ни одна из этих тем не является новой. Более того, все джихадистские организации эксплуатируют те же самые идеи. То, что резко отличает Исламское Государство – качество, количество и регулярность, с которыми оно манипулирует этими темами.
С момента инаугурации “халифата”, пропаганда Исламского Государства резко подскочила в качестве, количестве и стала куда более сложной. Уже имевшиеся идеи были отшлифованы, а новые начали внедряться в сознание. С 29 июня 2014 года зафиксировано резкое увеличение объемов пропагандистского потока, совершенно уникальное среди других террористических групп: ежедневные радио и текстовые бюллетени, фотографические эссе и видео – описывающие казни, ежедневную жизнь, религиозное обучение и военную активность. В дополнение к тому, есть менее регулярные, но более заметные и значимые публикации всех трех основных медиа-центров халифата – al-I’tiṣām and al-Furqān Foundations, and the al-Ḥayāt.
На этом все не заканчивается. Дополняя официальные издания, на помощь ISIS устремляются добровольные помощники со всего мира. Есть огромное количество материалов “фанов” ISIS – включая видео, поэмы, постеры , эссе, равно как и трансляция “новостей” – все нацелено на распространение нарратива Исламского Государства. Эта активность может показаться менее интересной мэйнстримной прессе, но она имеет не меньшее, чем официальная пропаганда значение. Без нее официальный контент оказывается в вакууме. Кроме этого, сам объем и разнообразие пропаганды организации мешают ее внятному анализу. Поэтому, перед исследованием основных тем и нарративов и представим ее в рамках концепции Эллюля, в которой он разделяет всякую пропаганду – официальную и неофициальную на пять пар “противоположностей”.
Политика – социология
Первое и наиболее широкое противопоставление – “политическое – социологическое”. В случае Исламского Государства, под политической пропагандой понимается прямой, официально санкционированный поток сообщений – направленный на дружественную или враждебную аудиторию. “Социологическая” пропаганда, напротив, есть результат “долгосрочного проникновения и прогрессивной адаптации” в общественном мнении благодаря упорной и активной деятельности сторонников ISIS. “Социологическая” пропаганда, по самой своей природе очень органична. Она не может быть навязана сверху, она может быть только вдохновлена. В то же время, несмотря на то, что она не может быть навязана, ее инспирация может быть форсирована. Исламское Государство, вываливая в сеть тонны “необработанного” контента ускоряет производство неофициального – но несущего необходимый набор идей материала. Благодаря этим инструментам ISIS транслирует тщательно выверенный имидж “халифата” и “интенсифицирует существующие тренды, обостряет и фокусирует внимание на них.