Виртуальный Халифат. Анатомия пропагандистской машины ISIS I

Теоретические основы пропаганды Исламского Государства

Фундаментальный труд Жака Эллюля дает нам инструмент, с помощью которого можно понять медиа-стратегию Исламского Государства. В 1958 Эллюль утверждал, что пропаганда ни в коей мере не является способом прививания новых идей, но средством их смешения, комбинации и кристаллизации. В этом смысле, задача пропагандиста – полностью окружить индивида и постоянно усиливать и развивать те идеи, которые уже есть в его голове. Эллюль полагал, что тотальная, полностью погружающая в виртуальную среду природа пропаганды является залогом ее успеха. Такая пропаганда становится наиболее сильнодействующей в тот момент, когда индивид теряется внутри нее, начинает принимать в ней участие, и наконец, извлекать удовольствие из процесса. В тот момент, когда пропаганда активно пропитала и личную, и публичную жизнь цели-индивида, она преуспела.

В уме Эллюля, и, совершенно определенно, в умах создателей виртуального халифата, первое намерение пропагандиста – создать некий симбиоз между ними и пропагандируемыми, с тем, чтобы их потребители добровольно проецировали заранее предопределенную версию событий как в публичной, так и в приватной сферах. Конечно, на момент написания работы Эллюля социальных сетей не существовало. Но теперь, когда они появились, можно доказать, что его взгляды релевантны как никогда. Во многих смыслах, социальные платформы – наиболее эффективный инструмент распространения пропаганды. В конце концов, распространение через социальные сети создает нечто очень близкое к симбиозу, в котором “более не существует четкой границы между аудиторией и производителем контента”. Это происходит гораздо более мощно, нежели в традиционной прессе: не только катализируется процесс зависимости пропагандируемого от пропагандиста, но социальные сети предоставляют пропагандируемому возможность сыграть активную роль.

Описывая различные механизмы передачи потока политических сообщений, Эллюль утверждает, что нет одной пропаганды. Вместо нее существует беспрерывная игра ее различных форм, структурированных согласно ясно выраженным парам противоположностей. Таким образом, пропаганда является не просто средством получения поддержки, но способом активации участия индивида в трансляции идей, в то время как сам он живет в иллюзии независимого мышления. Она презентует проблемы, а затем предлагает решения, она абсорбирует, присваивает себе, а затем коррумпирует мыслительный процесс. В этом смысле, количество не менее важно, чем качество, потому что только через беспрерывный поток контента пропагандист может загрузить набор целей и вписать индивида в конструируемую систему. Если пропаганда – окружение, оцепление индивида и лишение его способности отличить правду от лжи, то регулярность и настойчивость являются императивом.

Пропаганда не может оперировать в вакууме. Для того, чтобы ее стратегия действовала, должна существовать среда поддерживающих идей, концепций и нарративов. Это то, что Эллюль называет пре-пропагандой. Без этой среды “пропаганда существовать не может”. Для тех индивидов, которые уже купились на пре-пропаганду, этот контент не просто внешняя сила, которая действует на них извне, скорее, она превращается в нечто что они стремятся потреблять, и осознанно, и не осознанно. Для Эллюля, эта зависимость – “ментальность пропагандируемого”, и по мере того, как интерес пропагандируемого развивается, а другие пути получения информации отмиарают, пропагандируемый перестает интересоваться всем, кроме “неумолимого, непреклонного, возбужденного и активного выражения мнения, которого он уже придерживается”.