Также, как христиане и евреи несколько столетий назад, мусульмане сегодня должны критически переоценить свои священные тексты ради того, чтобы реформировать свою религию.
Возьмите случай университета Аль-Азхар в Каире, наиболее престижного учебного мэйнстримного религиозного учебного заведения в суннитском мире. Один из бывших студентов аль-Азхар, Суфьян аль-Омари в интервью бельгийской газете De Standaard в марте этого года сказал: “Вы что, думаете Исламское Государство с неба свалилось? Тексты, на которые опирается ISIS – именно те тексты, которые мы изучали в Аль-Азхар. Разница в том, что ISIS осуществляет их положения на практике”. Следуя этой логике, аль-Омари заявил о своем желании присоединиться к Исламскому Государству. Мухаммед Абдулла Наср, недавний выпускник университета указывает: “Даже если студенты аль-Азхар не присоединяются к ISIS, в их голове все равно сидят эти идеи. Они распространяют эту идеологию в своих общинах”.
Критическое мышление, подобное рассуждениям Насра – ядро мусульманской Реформации. Конечно, речь идет о чрезвычайно грубой исторической аналогии. Существуют фундаментальные различия между учениями Иисуса и Мухаммеда, не говоря уж о фундаментальных различиях в самой структуре двух религий – одна иерархическая и отделенная от государства, вторая – децентрализованная, но непрестанно стремящаяся к политической власти. Несмотря на это, на Ближнем Востоке работают три фактора, напоминающие движущие силы европейской Реформации 16-17 веков. Во-первых, новые информационные технологии создали беспрецедентные сети коммуникаций по всему мусульманскому миру. Во вторых, образовалась масса поддержки Реформации в крупных городах, состоящая из людей, разочаровавшихся в исламистском правлении ( как в Каире и Тегеране), либо же привлеченных западными нормами (как общины в Нью-Йорке и Лондоне). В третьих, появилась политическая поддержка религиозных реформ в ключевых региональных государствах, в первую очередь, в Египте и в ОАЭ.
Уже сейчас, растущее число граждан в мусульманском мире, также как и на Западе, призывают к реформе. Такая реформа, скорее всего, и будет осуществлена мирянами, а не духовными лицами , но и некоторые имамы играют важную роль. Среди них Хассен Халгуми имам мечети Дранси, близ Парижа. Он предупреждает: “Ислам последует тому же историческому паттерну, что христианство и иудаизм, в смысле реформации доктрины. Несмотря на это, эта битва не будет завершена, если весь остальной мир отнесется к ней как к чисто внутреннему делу мусульман, и выберет роль стороннего наблюдателя, равнодушно взирающего на разворачивающуюся катастрофу”.