Первым шагом должно стать признание того факта, что мусульманский мир находится на ранних стадиях религиозной реформации. Чтобы понять ее природу, необходимо различать три группы мусульман, которые существуют в сегодняшнем мире. Первая группа состоит из тех, которые рассматривают насильственное навязывание шариата в качестве своего религиозного долга. Вторая группа – совершенно очевидно, что наиболее многочисленная – состоит из мусульман, лояльных основам религии и искренне веруют, но не склонны практиковать или проповедовать насилие.
Третья группа состоит из мусульманских диссидентов. Некоторые, в том числе и я, были вынуждены признать, на основании своего собственного опыта, что более не могут быть верующими, но мы продолжаем активно участвовать в дебатах о будущем ислама. Но большинство диссидентов – верующие реформаторы, и среди них – клирики, осознавшие, что их религия должна измениться, если они не хотят, чтобы ее последователи не были обречены на вечный беспредел.
При этом следует учитывать, что существует два фундаментальных препятствия на пути реформации ислама. Первое – тем, кто выступает за реформы, даже в самых скромных масштабах и умеренных выражениях, грозят смертью как еретикам и богоотступникам. Второе – большинство в других случаях мирных и законопослушных мусульман не готовы признать, тем более осудить теологические предписания, предписывающие нетерпимость и насилие, забетонированные в их религиозных текстах.