Таким образом, возник парадокс – друзы в Идлибе должны рассчитывать на протекцию Нусры, в то время как друзы в Сувейде собирают милицию для того, чтобы воевать с ней. Но война милиции Сувейды с Джабахат ан-Нусра может прямо ударить пор друзам Идлиба. В свете этого становится более понятным, почему друзы с такой осторожностью относятся к идее израильской “протекции”. Израильская интервенция не только немедленно поставит под угрозу жизнь друзов в Идлибе, но позднее, после того, как война закончится и власть перейдет к радикальному суннитскому режиму она послужит основанием для обвинения друзов предательстве. И это не кажется невероятным на фоне сообщений о том, что курды выдавливают арабов из занятых ими территорий в Хасаке. Если курды могут сделать это, кто остановит исламистские милиции в тот момент, когда они применят такие же методы против друзов?
Не только друзы – заложники описанной дилеммы. Сирийские христиане на протяжении нескольких десятилетий защищались режимом и государством. Лидеры сирийских христианских общин поддерживают Асада, или как минимум, не выступают против него. В начале войны мятежники обвинили христиан в коллаборационизме, и начали безжалостно разрушать их церкви и дома. Несмотря на то, что Асад разрешил христианам создавать комитеты народной самообороны, они не могут, в военном отношении, соперничать с суннитскими милициями.
Некоторые христиане, в индивидуальном порядке, вступают в про-асадовское ополчение, некоторые вступают в Легион Христианской Молодежи, организованный “Хизбаллой”. Самый безопасный выбор для христиан – бежать в Ливан или Турцию и далее в Европу. В отличие от друзов, относящихся к Джабаль Друз как к святыне, у христиан нет подобного привязывающего их к Сирии территориального символа, который одновременно мог бы служить и в качестве естественного убежища.
Жизнь в Ливане для сирийских христиан слишком дорога. Многие остаются – и вынуждены, подобно друзам в Джабаль ас-Симак, подписывать “соглашения о протекции”. В феврале 2014 подобное соглашение было подписано между ISIS и христианами в Ракке. Среди прочего, христианам запрещено использование церквей, празднование религиозных праздников и они должны платить особый налог – джизья.
В обмен на это они могут надеяться на “защиту” – до тех пор, пока выполняют приказы ISIS и ведут себя скромно. Христиане, как и евреи, считаются “Людьми Книги”, и поэтому могут рассчитывать на протекцию со стороны мусульманских правителей. Друзы, напротив, считаются еретиками, заслуживающим только уничтожения. Но это религиозное разделение не помешало ISIS осуществить массовые убийства христиан в Сирии и Ираке, и оно , возможно, не станет препятствием для сотрудничества между исламистами и друзами – если в этом появится необходимость.
Zvi Bar’el, Haaretz, June 9 2015