Деньги, собранные друзской общиной Израиля уже попали по назначению – к сирийским собратьям. Друзский шейх Вахид Балаус в Сувейде поблагодарил доноров и пообещал купить оружие – для защиты Джабаль Друз. Но Израилю не следует обольщаться. Балаус сказал: “Израиль- враг арабов. Враг арабов – наш враг”. Балаус формирует друзскую милицию, которая должна дать отпор мятежникам и Джабхат ан-Нусре, в случае атаки против Сувейды. Но он не является единственным признанным лидером общины.
Друзы по-прежнему расколоты – между теми, кто подобно Балаусу, обвиняет режим в предательстве, и группой религиозных авторитетов, однозначно поддерживающих режим. Сам Асад на протяжении многих лет стремился сохранить лояльность друзов и христиан – с тем, чтобы использовать их в качестве вспомогательной силы для контроля алавитского меньшинства над суннитским большинством. Тем не менее, для Асада друзы – “подозрительная” секта. Частично это объясняется столкновениями между друзами и бедуинскими племенами в 2000 году. Тогда пришлось вводить войска для восстановления порядка.
Асад, как представляется, следует завету Адиба Шишакли президента Сирии (1953-1954). Тот провозгласил: “Мои враги подобны змее. Ее голова – в Джабаль Друз, ее брюхо – в Хомсе и ее хвост – в Алеппо. Если отрезать голову, змея умрет”. Шишакли попытался осуществить этот план и безжалостно разбомбил Джабаль Друз, но умер в конце концов он, а не “змея”.
С начала сирийского мятежа в 2011 друзы были разъярены тем, что Асад отказался заявить об однозначной поддержке общины, ужасающей неэффективностью сирийской армии в Дераа, и тем, что государство не смогло предотвратить кампанию похищений друзов в Сувейде. В последние недели пропасть между друзами и Асадом расширилась. Друзы запретили своим детям идти в армию и воевать за Асада против мятежников. Друзы объясняют это тем, что Асад нарушил данное им несколько месяцев обещание того, что друзы будут воевать только в Джабаль Друз и их не будут переводить в другие подразделения. После этого выяснилось, что друзов посылают на другие, отдаленные фронты, не имеющие отношения к обороне Сувейды. Несмотря на это, значительная часть друзской общины провозгласила свою верность режиму – после того, как к границам Сувейды вышла Джабхат ан-Нусра. К ней присоединились враждебные друзам бедуинские милиции, готовые свести счеты с любыми силами, заподозренными в лояльности к Асаду.
Но дело не ограничилось распрей между теми, кто поддерживает Асада и теми, кто считает, что настала пора отказаться от поддержки режима. 10 дней назад Джабхат ан-Нусра учинила резню в Джабаль ас-Самак – друзской деревни в Идлибе. Были убиты 23 друза. Предлогом стала конфискация дома друза под предлогом того, что он служит в сирийской армии. Это – прямое нарушение между Джабхат ан-Нусра и друзами Джабаль ас-Самак, подписанного в начале этого года.
Согласно “соглашению” друзы согласились принять суннитский ислам и отказаться от символов друзской веры. В обмен на это предполагалось, что друзы станут интегральной частью населения, находящегося “под защитой” Джабхат ан-Нусры. После инцидента руководство Джабхат ан-Нусры извинилось , заявило, что он идет вразрез с позицией организации, и пообещало принять меры для предотвращения подобных эксцессов в будущем и для защиты друзов.