Джебель Сумак, район в сельской местности провинции Идлиб, является родиной для 18 тысяч друзов, населяющих 18 деревень. Все деревни находятся под контролем Джабхат Нусра в течение почти двух лет.
Бескомпромиссные суннитские организации, такие как Джабхат Нусра, считают религию друзов, это крайнее ответвление шиитской версии ислама, формой ереси. Нусра предоставила друзам Идлиба на выбор принять ислам или принять бой. Они приняли ислам. Декларативно, по крайней мере.
“Они утверждают, что борются с неверными, и что мы должны решить свою судьбу и определить свою идентичность: либо мы мусульмане, либо неверные”, – говорит Абдул Маджид Шериф, местный житель и бывший учитель математики, в настоящее время работающий в качестве главы пресс-службы Свободной Демократической Партии провинции Идлиб.
“Они заставили нас принять их интерпретацию ислама суннитского толка, иначе нас ожидало бы суровое наказание”, – говорит Шериф. “Мы отвергаем их принципы в принципе, но внешне следуем их законам.”
В начале февраля Нусра выпустила заявление с изложением ряда обязательств, принятых друзами на встрече их старейшин с лидерами Нусры в Джебель Сумак: друзы обязались разрушить все свои святыни, принять суннитскую версию ислама и заставить своих женщин носить одежду в соответствии с законом шариата.
Друзы согласились с условиями Нусры только ради собственного выживания, – говорит Шериф. “Джабхат Нусра сильна, так что наши вожди предпочли, чтобы мы приняли их покровительство. Свободная Сирийская армия слаба, и с нею мы могли бы в конечном итоге исчезнуть”.
Вопрос: Как Нусра относится к друзам в Джабаль Сумак?
Они обращаются с нами сейчас довольно неплохо. Однако неверно воспринимать мои слова в качестве какой-то пропаганды; они не поступают с нами плохо только потому, что мы договорились, по крайней мере, сделали вид, жить в соответствии со всеми их нормами и правилами. Мы выполняем все их распоряжения, и только поэтому они относятся к нам неплохо.
После того, как Нусра вытеснила Исламское государство из Идлиба, они сказали нам, что не будут защищать нас, если мы не примем суннитский ислам, не станем молиться как они и не выпустим официальное заявление о том, что мы оставили веру друзов. В противном случае они могли напасть на нас. Но, сказали они, если мы будем следовать их правилам, они будут считать нас “братьями в исламе”.
Вопрос: Разве они просили вас уничтожить свои святыни?
Да. Они заставили нас выполнять ряд приказов и постановлений, в том числе об уничтожении наших святынь. Они выкопали из могилы останки некоторых наших святых, однако мы не протестовали. Они заставили наших женщин носить строгую исламскую одежду и отказаться от своей, традиционной для друзов.