Настоящая Накба началась 9 июня 1967

000
Данный текст является переводом эссе, опубликованном в блоге египетских эмигрантов Salama Moussa.

Для тех немногих в Египте, кто имел доступ к внешним источникам информации, успех Израиля 5 июня 1967 года не стал сюрпризом. Евреи меньше чем за два десятилетия построили функционирующее государство, которому завидовали многие египтяне. Утверждения радио “Голос Арабов” оказались пустышкой – до такой степени, что для молодежи арабский язык покрылся патиной пустой бравады, и казался уже не родным, а навязанным злой мачехой. В любом случае, доказательства поражения пришли очень быстро – с новостями о том, что военные самолеты вокруг Каира были уничтожены в течение менее чем одного часа.
02
Настоящая катастрофа, истинная Накба началась четырьмя днями позднее, когда Насер выступил с короткой речью по телевидению и заявил о своей отставке. Интеллектуалы поспешили вообразить, что возможно отступление от края пропасти под предводительством Закарии Мохиээдина: молчаливого человека, который якобы был дружественно настроен по отношению к Западу и враждебно – по отношению к провальной экономической политике нескольких последних лет. Но тот, кто был внимателен, услышал в речи нотки принятия отцовской ответственности за ошибки детей – подрубающий под корень и жестокий приговор тем, кто любил Насера, и даже тем, кто его боялся. Это был эффектный ход – толпы устремились на улицы, требуя незамедлительного возвращения “Раиса”. Нет никаких доказательств того, что все это было подстроено Насером, и траектория развития Египта с тех пор показывает, что подобная реакция могла быть искренней. Но искренняя реакция в этом случае – куда более страшна, чем реакция подстроенная и вынужденная. И действительно, последовавшая история будет воспроизводить прискорбные характерные особенности арабского менталитета.

Мы должны напомнить о характеристике Рушди Саидом 1967-1973 гг как периода “Надежды и Отчаяния”. Были сделаны искренние попытки собрать страну вместе, в духе кооперации и под слоганом “да, мы можем”, но присутствие Насера и “Свободных Офицеров” у руля означало, что фундаментальное изменение не произойдет. Насер быстро “пришел на помощь” в феврале 1968 – как будто он не правил страной предыдущие 15 лет.
03
Интронспекция, самоанализ на тему “что пошло не так” были неизбежными. Первым, и наименее известным стало заседание в каирском университете в начале июля 1967, организованное вне рамок официального надзора. Профессор инженерного факультета (позднее его выдавили в эмиграцию) дал смелую оценку произошедшего – по его мнению, поражение было неизбежно по двум причинам. Во-первых, Израиль располагал образованным населением, знающим толк в науке и технологиях, которые и являются орудиями современной войны. Во-вторых, он оказался в состоянии эффективно мобилизовать свое население, которое могло свободно выражать свои собственные взгляды и верило в дело, ради которого многие были готовы отдать жизнь. 5 июня 1967 был уничтожен миф о “маленьком Израиле”. Реальность была такова, что Израиль, население которого было в десятки раз меньше населения арабских стран, смог выставить армию, танки и авиацию превосходившие объединенные силы Египта, Иордании и Сирии. Оба пункта проросли в сознание общества и официоза, но в гротескно искаженных формах.