Исламские вызовы России: от Кавказа до Волги и Урала III

С начала 2010-х годов миграция превратилась в важный фактор жизни российской мусульманской общины. Общее число мигрантов, большинство которых – мигранты незаконные, установить невозможно. Согласно различным источникам, количество мигрантов из Узбекистана составляет 0,8-12 миллиона человек, из Таджикистана – около 1 миллиона, и из Киргизстана – 400-500 тысяч человек. Они разбросаны по всей территории России, но все более и более оседают в волго-уральском регионе и на севере. В дополнение к этому в России живут 1,5 миллиона азербайджанцев, большинство – на севере, северо-западе и даже на Дальнем Востоке.

Только в Свердловске проживают 216 тысяч мусульман (5,3% населения), и согласно данным ФМС, каждый год регистрируется 150-200 тысяч мигрантов, 74% которых – мусульмане. Значительно выросло количество мусульманского населения в Самаре. Если в 2002 году количество мусульман составляло 5,2% (150 тысяч), сейчас их доля превысила 7%.По данным Азербайджанской Лиги Самары, 10 тысяч азербайджанцев получили российское гражданство. Таджикская этнокультурная организация Пайванд публикует примерно такие же цифры.

Данные о распределении мигрантов по регионам – не более , чем приблизительная оценка. Весьма распространен метод, согласно которому такая статистика строится на впечатлениях местных, которые склонны завышать количество окружающих их чужаков. По официальным данным, в Татарстане ежегодно у мигрантов рождается около 1000 детей. Это – очень впечатляющая статистика, если помнить о том, что большинство приезжающих мигрантов – молодые мужчины без семей. Кроме того не все ( и возможно – меньшинство) беременных женщин обращаются за медицинской помощью.

Этническая и религиозная композиция волго-уральского региона и Южной России меняется, что влияет не только на эти регионы, но и на страну в целом. В 2002 мусульмане составляли 16,7% от населения Оренбургской области, 12 % Челябинской и 13% Ульяновской. Сегодня эти цифры выглядят так – 21-25%, 15% и более 15% соответственно. Ислам упорно подбирается к Арктике: в 2002 мусульмане составляли 15% населения Ханты-Мансийского автономного округа, сегодня -25-40%.

Исламизация превратилась в одну из наиболее заметных особенностей миграции в Россию в 2010-х годах. Это означает, что представители среднеазиатских народов все более часто идентифицируют себя в качестве мусульман и утверждают, что они должны исполнять религиозные обряды и “следовать исламскому образу жизни”. Начиная с 2011 в Соборную Мечеть Москвы на Рамадан и Курбан-Байрам собираются 80-100 тысяч человек, большинство – выходцы из Средней Азии и Кавказа. Уже существует дефицит мечетей в большинстве российских городов. Соответственно, мусульманская община просит у местных властей разрешения на строительство, но они, как правило не выдаются, поскольку такая идея не нравится местному славянскому населению.

Постепенно в волго-уральском регионе возникают смешанные, международные общины, состоящие и из местных татар, и из иммигрантов из Средней Азии. Те из мигрантов, что имеют хоть какие-то знания в исламе и немного знают арабский, пытаются стать имамами. В Татарстане уже есть несколько имамов узбекского происхождения. Всего от 7 до 17 % всех российских имамов – таджики.