Ирак непосредственно граничит с Хасака и Дейр эз-Зур, с примыкающими к границе сирийскими городами.
Земли по обе стороны границы – огромная пустыня, через которую проходят несколько долин. Транспортная инфраструктура и хорошие дороги отсутствуют, за исключением международной автомагистрали и нескольких больших городов.
Население приграничных областей:
Население приграничных областей характеризуется племенной структурой, связанной клановыми и семейными связями.
Сектантская принадлежность объединяет население по обеим сторонам границы, в случае, если что-то происходит.
Аль-Каида в Ираке располагает территориями и базами по обеим сторонам границы, с помощью которых она может организовать переброску военных материалов и рекрутов.
В 2009-2010 годах наблюдалось свертывание деятельности Аль-Каиды в западном Ираке. Тем не менее, после начала сирийской инсургенции религиозные и племенные силы в регионе симпатизируют сектансткому восстанию. Свидетельством этому являются пятничные проповеди, призывающие к посылке волонтеров и помощи в Сирию.
Ситуация на сирийско-иракской границе:
Трех бригад достаточно для того, чтобы контролировать границу в мирное время, для выполнения наблюдения и предотвращения контрабанды и инфильтрации.
В предыдущие годы большинство боевиков проникало в Ирак через сирийскую границу.
Предположения о будущем развитии кризиса:
А. Режим выживет и будет контролировать сирийскую территорию
В. Нынешние события перерастут в войну прокси: при поддержки со стороны России, Китая и Ирана, режим контролирует прибрежные территории (Тартус и Латакия), и отчаянно защищает Хомс, который считается важнейшим транспортным узлом Сирии. С другой стороны, оппозиционные силы стараются взять под свой контроль восточные регионы – Хасаку и Дейр эз-Зкр, прилегающие к провинциям западного Ирака Мосул и Анбар. В дополнение к этому оппозиция устанавливает контроль над границей с Турцией. Западные страны, страны Залива и Турция поддерживают эти усилия. Эта гипотеза представляется наиболее вероятной, исходя из последних событий, которые подталкивают к идее международного убежища, подобного тому, что было создано в Ливии, когда Бенгази был выбран в качестве временного командного центра переходного правительства.