Никакой точной статистики о количестве радикалов в республиках и регионах волжско-уральского региона не существует. Обычно говорят о 3000 в Татарстане. Якупов утверждал, что больше половины молодых людей в Татарстане – приверженцы радикального ислама. Другие утверждают, что салафиты составляют от 2 до 10% от общего числа российских мусульман. Согласно этой оценке, количество “нео-ваххабитов” в России – от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Это, конечно же, преувеличение. С другой стороны, будет неверным отрицать наличие у активных салафитов широкой социальной и религиозной базы, и того факта, что часть мусульман симпатизирует им из-за родства, этнической или географической близости. Это характерно, в первую очередь, для Северного Кавказа, но может быть обнаружено и в других регионах.
Недавним добавлением к термину салафит стало выражение “салафитствующий”, означающее некий “облегченный” вариант салафита. Также в декабре 2013 патриарх Кирилл выдал еще одно интересное выражение, сообщив, что в Москве проживают десятки тысяч “околоисламских радикалов”, благодаря притоку мигрантов с Северного Кавказа и из Средней Азии. О том, сколько околоисламских радикалов проживает в волго-уральском регионе остается только догадываться.
ALEXEY MALASHENKO Islamic Challenges to Russia, from the Caucasus to the Volga and the Urals. Putin’s Russia: How it rose, how it is maintained, and how it might end May 13, 2015 | American Enterprise Institute