Радикализация в 2000-2010
Первая волна радикального салафитского активизма пришла в начале 2000-х.В 2003 году салафиты основали собственную ассамблею (джамаат) в Нурлатском районе Татарстана. Его основатели пытались имитировать знаменитый дагестанский джамаат 90-х, состоявший из четырех деревень (Карабахи, Чабанмахи, Чанкурбе и Кадар), где был установлен шариат. Джамаат, известный как “Зона Кадар” был уничтожен войсками МВД и российской армией в 1999 году.
Члены Нурлатского джамаата поселились в заброшенной деревне и жили в изоляции от остального мира. Джамаат прожил недолго и никак не повлиял на религиозную ситуацию в регионе. Без особых проблем он был закрыт МВД Татарстана в 2010 году.
В 2005 году был взорван газопровод в Кумкар, на границе Татарстана и Кировской области. Примерно в то же время были взорваны несколько линий высоковольтных передач. МВД Татарстана утверждает, что большинство атак удалось сорвать. Тем не менее, произошло 13 подрывов – 6 в Татарстане, по два в Башкирии, Кировской и Самарской областях и один – в Ульяновской области. Первоначально, эти события казались изолированными эпизодами, не представляющими серьезной угрозы безопасности региона. Тем не менее, они продемонстрировали потенциально опасные возможности экстремистов.
В 2006 Доку Умаров, чеченец, который позднее стал самопровозглашенным эмиром Имарат Кавказ подписал декрет об открытии уральского и поволжского фронтов. Он заявил: “Мы никогда не отделим земли Кавказа от поволжского региона. Мы освободим все земли, оккупированные русней. Сюда входят и Астрахань, и земли вдоль Волги, который находятся под пятой русских кафиров”. Умаров в том же контексте упоминал Башкирию и Бурятию.
Призывы Умарова, однако, не возымели значительного воздействия на ситуацию в мусульманских регионах России. Вместе с развитием салафизма в Татарстане, волго-уральский регион стал ареной активной деятельности Исламской Партии освобождения (Хизб ут-Тахрир), которая прежде оперировала эксклюзивно в Средней Азии..
Хизб ут-Тахрир впервые проявился в 1996 году, когда в Казань из Узбекистана приехал один из членов партии, Алишер Усманов. Отделение партии было запрещено, как террористическая организация, в 2003. В 2006 власти арестовали 25 сторонников Хизб ут-Тахрир. 12 из них получили приговоры.
Хизб ут-Тахрир продолжала искать возможности создания плацдарма в мечетях, в том числе, и в таких значительных, как Булгар и Марджани в Казани. Были зафиксированы случаи, когда Хизб ут-Тахрир не давали официальным имамам вести проповеди. В 2009 партия организовала праздник Курбан-Байрам в Казани. В ходе празднеств над толпой, в которой было более тысячи мусульман, развевались флаги халифата. Ралли координировал имам мечети аль-Ихлас Рустем Сафин, приговоренный к двум годам условно за связи с Хизб ут-Тахрир.
С тех пор, знамя халифата последовательно появлялось во время ралли протеста, в то время как партия набирала поддержку среди мигрантов и татарских салафитов. Ячейки Хизб ут-Тахрир по-прежнему существуют в основных городах Татарии и Башкирии, и распространились на Урал и Сибирь. Точное количество их неизвестно, но, но неофициальной информации, они оперируют в каждом субъекте федерации к востоку и юго-востоку от Волги.
Хизб ут-Тахрир привлекательна тем, что не требует от своих членов каких-либо систематических акций, равно как и следования правилам поведения и диеты, предписываемыми исламом. Напротив, Хизб ут-Тахрир утверждает, что ее члены не должны отличаться от других мусульман и окружения – с тем, чтобы вести пропагандистскую работу. В дополнение к этому Хизб ут-Тахрир неоднократно провозглашала, что выступает против терроризма.