Якупов боялся культурного растворения татар – и именно к этому, с его точки зрения, ведут интерпретации ислама, проникающие из-за рубежа. Он писал: “К сожалению, современные татары демонстрируют приверженность к пустой и абстрактно-созерцательной форме ислама – настолько чуждой им – что она построена на несознательной приверженности скорее к букве, нежели к сути религиозного текста и слепому таклиду (безоговорочное принятие мнений и имитация)”.
Якупов и его последователи требовали, чтобы пятничные молитвы велись на татарском, а не на русском. В этом требовании не было ничего националистического, оно было скорее порождено стремлением сохранить этническую религиозную традицию. В то же время, и справедливо, проповедь на татарском считалась препятствием к созданию российской мусульманской традиции. Еще в 90-х основатель Партии Исламского Возрождения Вали Ахмет Садур отметил, что российские мусульмане “более заняты этническими отличиями, нежели созданием единой уммы”..
В коммунистическую эпоху большинство советских татар, практикующих “традиционный ислам” были мусульманами лишь номинально. Отсутствие дисциплины в совершении религиозных ритуалов и вездесущее пренебрежение к табу разъедали основы религиозности, превращали ислам в “реликты прошлого”, в соответствии с советским пропагандистским клише. Якупов отмечал: “У татар – слабая приверженность к религии”.
Советские власти обошлись с татарским исламом столь же жестоко, как и с российским православием. Если до 1917 года в том, что сегодня именуется Россией насчитывалось 15 тысяч мечетей, то к 1956 осталось 94. Система религиозного образования была уничтожена , и тысячи мулл стали жертвами чисток. Для ассимилированных татар, со всех сторон окруженных славянами, ислам практически перестал быть регулятором социальных отношений.
С другой стороны, Умар Идрисов, бывший глава Духовного Совета мусульман нижегородского региона верит в то, что “в отличие от мусульман за границей, российские мусульмане – европейцы, выросшие на традиционных общероссийских ценностях, включая и христианские”. Это совпадает с взглядами Рафаэля Хакимова, татарского политика и ученого, всегда подчеркивавшего выдающийся вклад, внесенный татарами в мусульманскую цивилизацию и в продвижении идеи Евро-Ислама в качестве единственной альтернативы консерватизму и фундаментализму.
Упрощенная версия ислама также предлагалась имамом Фаридом Салманом, который полагает, что традиционный ислам точно совпадает с той версией мусульманской религии, которая была известна со времен пророка Мухаммеда. Традиционный ислам также называют “официальным исламом”, который противопоставляется “неофициальному исламу”, представленному различными религиозными группами, выступающими против “традиционных структур”.