В Татарии и Башкирии ситуация оставалась относительно спокойной. Религиозный радикализм среди татар и башкир был спорадичным. Единственной относительно радикальной религиозной организацией было движение Иттифак. Своей популярностью оно было обязано основательнице, известной поэтессе Файзие Байрамовой. Интересно, что чеченский джихад не был популярен среди татар. В обеих чеченских кампаниях приняли участие лишь несколько десятков татар, воевавших на стороне сепаратистов – по сравнению с несколькими сотнями арабских моджахедов.
Вплоть до 2010 года радикальная ветвь ислама в волго-уральском регионе, включая Татарстан, исламское сердце России, находилась под пристальным наблюдением властей. Более того, иногда казалось, что президенты Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов использовали проявления радикального ислама для того, чтобы шантажировать федеральный центр. Например, Шаймиев мог легко пугать Москву угрозой исламского радикализма, напоминая властям, что только он в состоянии сдерживать радикалов и обеспечивать гармонию межэтнических и межконфессиональных отношений в этом ключевом субъекте федерации.
Традиционный ислам, татарская и башкирская общины
К концу первой декады 21-го века религиозная ситуация в татарской и башкирской общинах изменились. Появилось новое поколение мусульман с более острым чувством религиозной идентичности, разочарованное в ханафистком исламе – традиционной школе татар. Они были более заинтересованы в другом виде ислама – том, что не связан с этническими и языческими традициями, направленном на политическое действие, и готовом бросить вызов другим цивилизациям и культурам, преодолеть преграды современного мира.
В качестве религиозного и культурного феномена традиционный ислам теряет авторитет. Вместе с этим падает влияние его идеологов и проповедников, равно как и светских политиков, рассчитывающих воспользоваться традиционным исламом в качестве защиты от распространения радикальных сантиментов. Лиц, поддерживающих традиционно-националистический ислам можно найти лишь среди людей среднего, и , в особенности, старшего возраста.
Другая проблема заключается в том, что сторонники традиционного ислама не в состоянии ясно определить или предложить его привлекательный имидж российским мусульманам. Наиболее видный идеолог традиционного ислама – Валиулла Якупов, убитый в июле 2012 года, искренне приравнивал традиционный ислам к татарской версии ханафизма, которую он распространял на весь российский ислам. Он верил в то, что ханафизм, или ” Российский Ислам может стать привлекательным идеалом, реализацией рецептов бытования Ислама в светских формах”.