Но в первой декаде 21-го века ситуация здесь и в других районах, где живут мусульмане начала изменяться: радикальные взгляды приобретают все больший вес, радикальный группы и кружки становятся все более активными. В Татарстане проходили демонстрации в поддержку исламистов в Сирии (и, с 2014 года – Ирака). Возник термин “кавказация Татарстана” для описания изменений в самой большой мусульманской республике бассейна Волги.
По переписи населения 2002 года, в России -14,5 миллионов мусульман. За прошедшее десятилетие мусульманское население быстро росло, и скорее всего, сегодня уже составляет 16 миллионов, а возможно и больше. В 1937 году мусульмане составляли 5,9% населения РСФСР, в 1989, 1994 и 2009 – 7,9%, 9% и 11% соответственно (речь идет исключительно о гражданах Российской Федерации). К этому следует прибавить мигрантов из Средней Азии и Азербайджана. С учетом мигрантов, мусульманское население России приближается к 20 миллионам – эта цифра, которую часто цитируют политики, включая президента Владимира Путина.
Оценки российского мусульманского населения – весьма приблизительны. Некоторые индивиды могут быть зарегистрированы в Дагестане и в Москве, куда они перебрались в поисках лучшей жизни (количество мусульман в столице – 1,5 миллиона человек). 7 миллионов мусульман живут на Северном Кавказе, и несколько больше – на территории всей остальной России. В Татарии и Башкирии количество мусульман составляет 53% и 48% от населения. По данным Росстата от 2010 года, самыми большими мусульманскими группами в России являются татары, башкиры и чеченцы – 5,3 миллиона, 1,6 миллиона и 1,04 миллиона человек соответственно.
“Единого российского ислама”, российской уммы” не существует. Скорее есть две большие подгруппы – в Северном Кавказе и в Татарии-Башкирии (татары также живут в Москве, Сибири, на Урале и в других регионах). Два крупнейших мусульманских района отличаются по своим историческим, социальным и культурным параметрам: северокавказские мусульмане более привержены традиции, чем татары, выжившие во времена российской империи – только ради того, чтобы пройти через еще более жесткий процесс советской ассимиляции. История татар и татарского ислама настолько отлична от всех остальных, что можно утверждать о том, что живя на границе между Востоком и Западом, географически и культурно, они создали собственную “суб-цивилизацию”.
После распада СССР, обе мусульманские области демонстрируют тренды, которые можно описать как политизацию и радикализацию ислама, или, скорее, распространение нетрадиционных интерпретаций. Их часто называют ваххабизмом, салафизмом, фундаментализмом и исламизмом. На Северном Кавказе ваххабизм и салафизм были гораздо более ярко выражены и влиятельны – в контексте местной политической ситуации и отношений регионов с федеральным центром. В дополнение к другим социальным и экономическим причинам, две чеченские войны привели к еще большему нарастанию религиозного радикализма и экстремизма.