Подполковник ВВС ЦАХАЛа в отставке Рон Тира опубликовал аналитический доклад, посвященный стратегии Израиля в новой геополитической обстановке, возникшей в результате краха системы Сайкса-Пико. Тира – летчик с 30-летним стажем, служил в департаменте планирования операций ВВС. Данный пост – первый в серии, основанной на его докладе.
Регион накрыла исламистская волна. Религиозная реорганизация не обязательно совпадает с границами национальных государств, и, скорее, стремится их игнорировать или переделать. Между тем, лейбл “исламистский” сам по себе ведет к путанице и описывает полярно противоположные элементы. Существует нечто большее, чем традиционный разлом между суннитами и шиитами. Существует конфронтация между “старой гвардией” “Братьев-Мусульман” и новыми джихадистскими движениями ( ISIS), между движениями с государственной и национальной ориентацией (ХАМАС) и глобальными организациями (Аль-Каида), между консервативным истеблишментом, стремящимся сохранить существующий статус-кво (саудовские ваххабиты) и теми, кто стремится существующую систему разрушить.
Слабость идеи отдельных арабских национальных государств привела к тому, что Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Судан и Ливия находятся на различных стадиях дезинтеграции, и к ним могут присоединиться дополнительные государства. Эта дезинтеграция создает условия для подъема других сил – суннитских джихадистских движений, шиитских движений, этнических групп – таких, как курды и друзы, и местных и племенных групп. В отличие от военных режимов, характерных для “второй волны” государственности Ближнего Востока (первой были созданные Западом после раздела Османской империи арабские монархии), стремившихся сохранить национальные и государственные рамки, третья, исламистская волна характеризуется двойственностью, если не прямой враждебностью в отношении идеи отдельных арабских государств.
Существует несколько интерпретаций происходящего. По одной из них джихадистские исламистские движения стали причиной коллапса национальных государств. Более приемлемым представляется объяснение, согласно которому джихадистские движения заполняют вакуум, возникший в результате коллапса каркасов национальных государств. Эти каркасы пережил процесс искусственного рождения и никогда так и не получили существенного контента в коллективном сознании. Их сопротивление вызовам, в любом случае, оказалось слабым, и рано или поздно элементы, которые их разъедают, должны были выйти на первый план. Соответственно, хотя и нет уверенности в том, что те игроки, которые сейчас заняли сцену – такие, как ISIS или Джабхат ан-Нусра продолжат доминировать и в ближайшие несколько лет, можно утверждать, что негосударственные игроки (существующие или новые) продолжат бросать вызов системе Сайкса-Пико.
На Ближнем Востоке существуют четыре государства с выраженной национальной идентичностью и достаточным уровнем управляемости и внутренней устойчивости. Эти четыре государства – Израиль, Египет, Турция и Иран, и в будущем продолжат играть ведущую роль в делах региона.
Перед каждым из них – серьезные вызовы, но в их распоряжении – достаточный уровень национальной солидарности и государственные инструменты, позволяющие им адекватно ответить этим вызовам.