Покидая Изиду

Когда ISIS прокатилась по северо-восточной Сирии осенью 2013 года, получив восхищение тысяч повстанцев, Хаммад был среди них. К тому времени, когда пришла ISIS, он уже был опытным бойцом, воюя в бригаде Мустансир Биллях с начала революции. Подразделение Свободной Сирийской Армии (FSA), бригада одержала крупную победу в марте 2013 года, взяв под свой контроль Ракку, первую столицу провинции, попавшую под власть повстанцев.

В то время Абу Бакр аль-Багдади, будущий самозванный халиф, был одним из лидеров Джабхат-аль-Нусра, по призыву главы Аль-Каиды Аймана аль-Завахири присоединившийся к ССА в операции по взятию Ракки. Но борьба за власть бушевала в аль-Нусре, и вскоре фракции, лояльные Багдади и Завахири, стали открыто воевать друг с другом. К осени 2013 года силы аль-Багдади официально откололись от аль-Нусры.

“С самого начала мы видели разницу между ними”, – говорит Заид аль-Фарис, студент из Ракки. “ISIS сделала ставку на преследовании революционных активистов”, сказал он, имея в виду и себя. Он был вынужден покинуть город восемь месяцев назад, после того, как боевики ISIS угрожали убить его.

В августе 2013 ISIS бомбила штаб бригады ССА в Ракке, заставляя ее покинуть город. ISIS также боролись против ССА в родном городе Хаммада Дейр эз-Зоре. “Сперва ISIS сотрудничала с нами” – объясняет Абу Ханифа, командир ССА в г.Дейр-эз-Зор. “Но затем они начали войну против нас. Нам пришлось бороться на два фронта, против ISIS и против Асада, и мы уступили им эту территорию.”

Тем не менее, не все видели в Багдади угрозу единству. Хаммад был впечатлен амбициями ISIS и ее воинской доблестью. В сентябре 2013 года он и другие из его бригады присоединились к ISIS. Им платили мало, всего 10000 сирийских лир в месяц. “Кроме как на аренду жилья, не хватало даже на сигареты,” – говорит Хаммад, “но я остался, потому что мне нравилось воевать за Бога.”

ISIS создала специальные лагеря для новобранцев, где бывших врачей, фармацевтов, юристов и солдат в течение месяцев обучали исламскому праву. Хаммад провел четыре месяца за учебой, среди меняющихся иностранных арабских боевиков. “Они учили нас правильно молиться и быть надежными мусульманами, объясняя какие недостатки веры имели другие мусульмане” – рассказывает он, и, останавливаясь на мгновение, продолжает: “В итоге вы были готовы взорвать себя ради них.”

Им хватило немного времени, чтобы установить свои порядки. После обучения Хаммад был назначен служить на контрольно-пропускном пункте за пределами Ракки, где его работой стал перехват и арест бывших союзников. В процессе он стал свидетелем тирании ISIS. “Каждый день они резали головы бойцам ССА и надевали их на городские ограды” – рассказывает он. Стало ясно, что ISIS была больше заинтересована в консолидации власти, чем в свержении Башара Асада, том единственном, что могло объединить разрозненных повстанцев. Местные жители быстро разочаровались в их жестоком и капризном правосудии. Другие надеялись на отличную от бывшей правоохранительную систему шариата, освобожденную от оков режима Асада. “У нас в суде были представлены все группы населения”, – рассказывает Абу Али, бывший адвокат и боец ССА, который служил в качестве судьи шариатского суда в Ракке. Но осенью 2014 года главный судья, сторонник ​​Нусры, был похищен и убит боевиками ISIS. Абу Али говорит, что, по крайней мере, три других судьи были публично казнены ISIS без судебного разбирательства.