Конец Рустума Газале

Рустум Газале родился в 1953 году в Карфа, к северу от Дераа, в регионе Хуран. Этот район, населенный суннитскими племенами, считался бастионом БААС и сирийской армии. Офицеры Хуран были хорошо представлены в режиме Хафеза Асада. Тем не менее, в 90-х Хуран пришел в запустение, и отношения с центром испортились еще больше, когда в 2000-х Башара устроил чистки старой гвардии. Дераа превратилась в колыбель сирийского мятежа.

Газале закончил Военную Академию в Хомсе и стал танкистом. Во время гражданской войны в Ливане он был переведен в военную разведку. Его прямым начальником был Гази Канаан – могущественный наместник Хафеза Асада в Ливане. Штаб-квартира Канаана находилась в Анджар, Бекаа. К 90-м Газале дослужился до полковника. Он был отправлен в Бейрут, где стал правой рукой Канаана. Он базировался в печально известном отеле Beau Rivage, штаб-квартире сирийской разведки.

Когда Башар начал вплотную заниматься сирийской политикой в конце 90-х, он вывел из сферы ответственности первого вице-президента Сирии Абдуля Халима Хаддама ливанские дела. В 2002 от также отозвал Канаана в Дамаск. Это позволило Газале стать самым важным человеком в Ливане, который в тот период фактически был самой богатой, и самой проблемной сирийской провинцией. Молодой президент активно использовал Газале, который, вместе с его союзниками в сирийско-ливанской сети не только управлял Бейрутом, но и весьма значительным куском сирийской экономики – формальной и неформальной. Асаду Газале был необходим для того, чтобы выдавить старую гвардию – Хаддама, Канаана и других.

Перетасовки Башара в Бейруте и Дамаске были одной из важных причин за политическими беспорядками в Ливане и волной общественного негодования в связи с продолжавшимся сирийским военным присутствием в начале 2000-х. Ужесточение политического климата привело к убийству в феврале 2005 года ливанско-саудовского миллиардера Рафика Харири. Харири, бывший премьер-министр Ливана, был близок к Хаддаму и другим силовикам эпохи Хафеза. Его смерть, в свою очередь, повлекла за собой эвакуацию сирийских войск из Ливана, и кризису в баасистском режиме, сопровождавшемуся изгнанием Хаддама и смертью Канаана.

Газале, скорее всего, был замешан в ликвидации Харири, но никаких доказательств нет. После эвакуации Ливана Газале был назначен главой военной разведки провинции Дамаск. Под его контролем находились пригороды Дамаска – вплоть до ливанской границы – и за ее пределами. Ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Когда в марте 2011 началось восстание в Дераа, Газале был отправлен из Дамаска вести переговоры со старейшинами племен и уважаемыми людьми. Это ни к чему не привело. В июле 2012 в результате взрыва в министерстве национальной безопасности была уничтожена сирийская военно-политическая верхушка. В результате последовавшей перетряски Газале был назначен главой Директората Политической Разведки – одного из четырех главных разведывательных агентств Сирии.