Ниже следует краткий перевод статьи Эммы Слай, опубликованной в журнале Atlantic. Слай, долгое время проработавшая в Ираке, встретилась с знатными иракскими беженцами в Аммане и рассказала о своих разговорах с ними.
Во время ужина с иракскими друзьями в итальянском ресторане в центре Аммана разговор зашел о Да’еш (ISIS) и о происхождении этой группировки. Слай много раз слышала на Ближнем Востоке версию о том, что Да’еш является созданием Соединенных Штатов. До вторжения в Ирак не было Аль-Каиды и не было ISIS. Посему, согласно извращенной логике региона, американцы намеренно создали группу, целью которой было сеять рознь между суннитами и шиитами, что позволит США сохранить доминирующие позиции на Ближнем Востоке. Ближневосточные сайты сообщали о том, что американцы якобы доставляют помощь ISIS по воздуху. Некоторые дошли до того, что называют лидера Да’еш, Абу Бакра аль-Багдади агентом Моссада” и США.
Когда Слай спросили о том, что она думает о происхождении Да’еш, та ответила, что с ее точки зрения группа – симптом куда более серьезной проблемы. Региональный сектантский конфликт стал непреднамеренным следствием иракской войны и того, каким образом США из нее вышли. И то и другое усилили Иран и изменили баланс сил на Ближнем Востоке. К этому следует добавить региональную конкуренцию между Ираном и Саудовской Аравией, которая лишь углубила линии сектантского разлома. Иран тренировал и финансировал шиитские милиции режимов в Багдаде и Дамаске. Государства Залива финансировали поток суннитских боевиков, который, в конце концов, превратился в Да’еш.
Приятель Слай, Аззам Алваш, предложил другую точку зрения на происходящее. По его словам, Да’еш – мусульмане. В их появлении виновен фундаменталистский салафитский ислам. Проблема в буквальном истолковании Корана, который, например, требует, в соответствии с жесткими традициями седьмого века, суровых наказаний за различные преступления. Другие религии двигались вперед – потому что их адепты были готовы по новому интерпретировать священные тексты. Другие участники разговора бросились на защиту ислама, крича, что “Запад промыл мозги” Аззаму. Аззам на это ответил: “Если мусульманские интеллектуалы не способны к самокритике, если мы отказываемся от ответственности, отказываемся говорить на эти темы, какая надежда осталась для Ближнего Востока?”.
Объяснение Аззама – одно из многих, услышанных Слай во время посещения иракских беженцев в Иордании. Но большинство сходится на том, что возникновение Да’еш нельзя свести к какой-то одной простой причине, за ним – сложный набор факторов, позволивших группе захватить такую большую часть Ирака.
Другое объяснение дает Абдулла аль-Явар, всесильный шейх конфедерации племен Шаммар, насчитывающей 5 миллионов человек. Прошлым летом его мать и брат успели сбежать из семейного дворца в Рабия, близ Мосула за считанные часы до прибытия Да’еш. 27-комнатаная резиденция шейха была разграблена и взорвана. Еще в 2003 году Абдулла решил, что будет сотрудничать с международной коалицией с целью навести порядок в своем районе, а не пытаться противодействовать ей.