Журналист Al-Rai Al-Youm Зухаир Эндрюс сообщает, что Израиль все еще не пришел в себя от той трепки, которую задал ему ХАМАС летом прошлого года. Израильской армии не только не удалось сломить военную мощь ХАМАСа, но даже и продвинуться вглубь Газы. Война продолжалась 50 дней и до последней минуты и ХАМАС обстреливал израильскую территорию ракетами. Израильские военные лидеры высказывают крайнюю озабоченность морским спецназом ХАМАСа, который может осуществлять диверсии и рейды далеко от границ с Газой – от Эйлата до Рош Ха-Никра. Эндрюс даже называет этот новый фронт “подводным тоннелем ХАМАСа”. И теперь за обладание этим несметным стратегическим даром борются два основных региональных соперника – Иран и Саудовская Аравия.
ХАМАСу необходимо сломить ту негативную парадигму, в которой он оказался после свержения президента Мурси в Египте. Нынешний режим в Каире с того времени превратил ХАМАС в главного мальчика для битья, и возлагает на него ответственность за продолжающийся террор в северной части Синая. Изменить отношение египтян ХАМАСа можно (как полагают в Газе) через Эр-Рияд. Признаки изменений появились с вступлением на престол нового короля Салмана. Халид а-Дахил, важный саудовский аналитик пишет в al-Hayat: “Некоторые люди в Египте предпочли бы получать саудовскую помощь в виде подарков или открытых чеков. Они, например, не желают сближения Саудовской Аравии с Турцией, потому что последняя поддерживает “Братьев-Мусульман”. Подобный подход демонстрирует полнейшее неуважение к тому, что отношения между странами должны основываться на общности политических интересов , а не на эмоциях. Рациональный политический подход к связям между Саудовской Аравией и Египтом не должен исходить из того, как королевство относится к Турции или “Братьям-Мусульманам”. Если стабильность Египта – стратегический интерес Саудовской Аравии, то она должна подходить к “Братьям-Мусульманам” как к исключительно внутренней египетской проблеме”.
После этого Дахил напоминает, что “Турция противостоит, израильскому колониальному проекту с одной стороны, и иранскому сектантскому проекту, с другой”. Таким образом, новая “тройка” – Саудовская Аравия-Египет-Турция, будет выгодной для всех участников. Речь идет о новом политическом видении в Эр-Рияде, коренным образом отличающемся от взглядов, господствовавших совсем неадвно. Внешняя политика покойного Абдаллы оказалась провалом. Он не сумел решить кризис в Сирии и не предотвратил торжества шиитов-хутхи в Йемене. И он не сумел остановить иранскую экспансию на Ближнем Востоке.
Другой саудовский аналитик, Джамаль Хашоги, указывает на то, что в Йемене шиитов может остановить только Исламская Партия Реформ (йеменские Братья-Мусульмане). При этом не стоит забывать, что Абдалла связи с Исламской Партией Реформ разорвал.
Весьма вероятно, что первой страной, куда с официальным визитом отправится Салман, станет Турция. Там, между прочим, находится и штаб ХАМАСа. Представитель ХАМАСа, Атеф Адуан, сообщил, что появились “внушающие оптимизм сигналы” относительно изменения саудовской политики. Также сообщается о том, что саудовские представители встречаются с людьми, связанными с “Братьями-Мусульуманами”.