Экономическая и последовавшая социальная деградация были порождены природным бедствием – небывалой засухой – и неадекватной реакцией (или отсутствием реакции) режима.
Об этом подробно пишет профессор географии университета Хайфы и Колледжа Армии Обороны Израиля Арнон Софер.
С точки зрения Софера, конфликт был неизбежен по двум фундаментальным причинам: демографический взрыв и долголетняя засуха.
Софер говорит: За последние 60 лет население Ближнего Востока удвоилось. В других частях мира нет ничего подобного. Учитывая хронический жесткий дефицит воды в Сирии, для меня, как для географа, было ясно, что конфликт разразится – рано или поздно.
85% территории Сирии – пустыня или полупустыня. Несмотря на это, через страну протекают несколько важнейших рек. Евфрат течет в юго-восточном направлении через центр страны в Ирак. Тигр течет на протяжении небольшого отрезка сирийско-турецкой границы – также в Ирак. Кроме этого, есть еще несколько менее значительных рек, текущих в юго-западном направлении, и, кроме них – 4-5 миллиардов кубометров воды в подземных водоносных слоях.
Проблема недостатка водных ресурсов является наиболее существенным элементом сирийской внутренней и внешней политики. Даже без учета жесточайшей засухи двухтысячных и продолжающейся гражданской войны, геополитическое положение Сирии чрезвычайно осложнено.
В первую очередь следует указать на усиливающиеся религиозные и этнические противоречия внутри страны, экономические проблемы (уменьшение резервов нефти), последствия демографического взрыва, и, в особенности – истощение водоносных слоев.
Сирийскую ситуацию в области водоснабжения можно охарактеризовать просто – это катастрофа. Наиболее острыми проблемами являются зависимость от Турции, контролирующей Евфрат и истощение водоносных слоев в городе и провинции Дамаск. Сирия фактически превратилась в заложника Анкары – не только в сфере водоснабжения, но также и в сельском хозяйстве, производстве продовольствия и электроэнергии.
С 2007 года из-за засухи в Сирии были оставлены населением более 160 деревень. Население перебралось в Дамаск, Алеппо и другие города. Речь идет минимум о 250 тысячах человек. Дамаск, как и другие города попросту не мог принять такое количество переселенцев . Только в Дамаске мигранты вырыли 25 000 незаконных колодцев – опустив уровень запаса воды и уровень санитарии в городе еще ниже.
На протяжении 5 тысяч лет Дамаск был оазисом в центре страны. Все начало меняться после получения независимости. Население Сирии за период с 1950 года увеличилось в семь раз. Одновременно Турция – в эпоху жесткого недостатка воды – присвоила большую часть водных ресурсов, которая раньше текла на юг – в Сирию.
Софер говорит: Турки, в буквальном смысле, душат Сирию. Они забирают половину из 30 миллиардов кубометров воды, которую несет Евфрат. Это не только лишает сирийцев воды, но и уменьшает их возможности производства электроэнергии.
Евфрат является главным источником речной воды в Сирии. Только четверть протяженности реки приходится на Сирию. 41 % – на Турцию и 35% – на Ирак. Через Сирию также протекает и Тигр, но большая часть реки находится в Ираке. Среди других важных рек следует упомянуть Африн (также начинающуюся и уходящую в Турцию), Оронтес (начинается в Бекаа и уходит в Турцию), Нахр эль-Кабир (Хомс), Ярмук (Хуран) и Иордан.