В начале лета 2013 появились признаки, или ощущение того, что Башар Асад, невероятной ценой, невероятными усилиями, и невероятным везением может добиться победы над своими суннитскими врагами. Победа это не гарантирована, и война может, напротив, принять более широкий масштаб, выплеснувшись за пределы Сирии. Победа, в любом случае будет пирровой, и на горы проблем, породивших войну, наслоятся новые, войной порожденные. Этот очерк посвящен первой категории, незаслуженно забытой популярной прессой.
Еще в 2006 году ученые предупреждали о том, что перед Сирией стоят серьезнейшие проблемы, затяжка с решением которых приведет к катастрофе. Сирия представляла (и продолжает представлять) себя миру, и менее убедительно- собственному населению в качестве монолитного государства и общества. Народ Сирии именуется “сирийским арабским народом”, и атмосфера пронизана лозунгами “национального единства”, “братства граждан” и “единой сирийской семьи”.
Этот имидж стабильности и монолитности раскрошен в щебень зверской гражданской войной, продолжающейся третий год. И до ее начала сирийцы знали, что жесткая реальность далека от убаюкивающих слоганов о братстве. Принадлежность к той или иной религии или этносу (тайифия) были определяющим признаком индивида до войны. Это отражалось в чрезвычайно низком уровне смешанных браков, и смешанной жизни – даже в рамках городских общин. В середине двухтысячных казалось, что напряжение, существующие между различными общинами – суннитами, исмаилитами, алавитами, а также и между курдами и государством несравнимо с уровнем балканской и иракской ненависти. Время показало, что это далеко не так.
Режим использовал проявившиеся этнические конфликты, особенно на севере страны, для запугивания основной массы населения и доказательства того, что только он, режим, является единственной альтернативой деградации, подобной тому, что произошло на Балканах или в Ираке. Несмотря на это, уже тогда было ясно, что сирийская “стабильность” под угрозой.
В 2006 году Шмуэль Бар, директор Института Политики и Стратегии Междисциплинарного Центра в Герцлии (Израиль) перечислил факторы, подрывающие сирийскую государственность:
– Резкое ухудшение экономической ситуации
– Признаки потери контроля в пограничных регионах и начинающийся развал системы “косвенного устрашения”, сопровождающийся попытками населения указанных регионов проверить режим на прочность.
– Развал системы “иерархической коррупции” и приход ей на смену коррупции хаотической – противоположности понятной и привычной “старой системы”.
– Непоследовательность в отношениях с оппозицией, ведущая к потере имиджа устрашения государством.
– Неопределенность и неоднозначность власти, результатом чего становятся захваты власти на местах новыми игроками.