Нео-колониальный проект России

Оккупация и аннексия Крыма Россией и вооруженная поддержка сепаратистов в Донецке и Луганске стали символом конца продолжительного периода европейской истории. Тогда действовал определенный набор правил и суверенитет считался неприкасаемым. Поскольку акции Москвы нарушают и Устав ООН, и Хельсинкский Акт ОБСЕ, и Будапештский Меморандум, ставка теперь больше, чем революция в одной стране. Ставка теперь – новый мировой порядок.

Попытки российской пропаганды изобразить войну в Украине как глобальный конфликт, указывают на важную отправную точку: революцию и войну в Украине можно понять только рассматривая историю страны в глобальном контексте, а решения украинских революционеров и действия русской контрреволюции в качестве ответа на историческую дилемму.

Первая мировая война была прямым следствием практиковавшихся на Балканах моделей основания новых национальных государств на территории бывших империй. В процессе, все европейские великие державы или понесли поражение, или были уничтожены. Это означает, что процесс деколонизации в Европе закончился около 1922 года. Победители – морская империя Великобритания, Соединенные Штаты и Франция ограничили право на самоопределение новыми нациями Восточной и Центральной Европы. При этом предполагалось, что между этими новыми государствами начнется процесс масштабной экономической и политической кооперации. Ни Британия, ни США не проявляли большого интереса к этим новым государственным образованиям. Франция первоначально строила военные альянсы с государствами Восточной Европы, но отказалась от них после того, как разразился мировой финансовый кризис, и когда непосредственно у границ самой Франции появились новые, куда более сильные угрозы.

Но насколько успешными были методы национального государства для развала старых сухопутных империй, настолько же провальными они были в деле реинтеграции Европы. В результате, Европа вернулась к колониальным концепциям – не в смысле ностальгических представлений, а в смысле конкретных планов. С начала 30-х годов Восточная Европа стала целью усилий колониалистских идеологий соседних государств. И нацистская Германия, и Советский Союз рассматривали страны Восточной Европы в качестве своих будущих колониальных владений. Сам Адольф Гитлер последовал традициям балканского милитаризма, но он стремился расширить эту логику от этнической до расистской. Экономический успех может быть достигнут не через консолидацию народа, но благодаря завоеванию других народов, которые будут поделены по расовому признаку. Украинцы должны были быть приравнены к положению африканских негров, из-за центральной роли их территории в новом германском рейхе.

Большевистская революция пользовалась антиколониальной идеологией и провозглашала право наций на самоопределение. Ленин определи империализм как “последнюю стадию капитализма” и с этой точки зрения интерпретировал национальные и классовые противоречия через эту “империалистическую” логику. На деле новый режим был колониальным вдоль и поперек. Его наиболее насущной задачей была имитация капиталистического развития. Для Сталина пятилетний план был пронизан логикой внутренней колонизации, в которой советское правительство относилось к собственным территориям так, как другие страны относились к отдаленным владениям.

В этом проекте Украина играла центральную роль. Именно тогда, когда Гитлер описывал Украину в качестве источника зерна для будущей Германской Империи, Сталин покарал Украину голодом за то, что ее крестьяне якобы сопротивлялись планам модернизации. В начале 30-х для всего мира стало ясным, что появились две, конкурирующие с национальным государством неоколониальные модели – большевизм и нацизм.