Еще одним примером является развертывание подразделений дивизии внутренних войск имени Дзержинского в качестве “заградотрядов”, за линией фронта мятежников и российских войск. Они были замечены и на северном направлении в районе Дебальцево, и на юге, под Мариуполем. В пяти случаях элементы дивизии Дзержинского предприняли карательные действия против российских солдат, мятежники также сообщали о действиях дивизии Дзержинского против них. Это подчеркивает те проблемы, которые есть у российского командования с моралью и российских подразделений, и мятежников.
Вместе взятые, эти факторы являются наиболее убедительным доказательством нехватки обученного военного персонала для проведения продолжительной операции в Украине. И это без дальнейшего разбора реальных боевых возможностей дислоцированных подразделений, которые являются неудовлетворительными – вместе с многочисленными сообщениями о низком уровне морали.
Существуют доказательства того, что российские войска находятся на территории Украины – не только в командных ролях или в качестве специалистов, но и в качестве воинских подразделений. Эти силы, развернутые в Украине, на границе с Украиной и в Крыму представляют собой серьезную и прямую угрозу Украине. Количественно, эта российская группировка практически равна всем вооруженным силам, находящимся в распоряжении Украины. Более того, силы мятежников, в большей или меньшей степени находящиеся под российским контролем, насчитывают половину от всех российских сил. Таким образом, Киев не может рассчитывать на создание численного перевеса.
Главной стратегической целью российских войск является обеспечение продолжения существования российских “республик” на территории восточной Украины. В то же время, у России есть проблемы с мобилизацией такого количества сил, которое было бы достаточным для операции против Украины.
В этих условиях нельзя исключать того, что русские попытаются капитализировать на относительно выгодной для них ситуации – пока она еще существует – после того, как украинская армия значительно ослабла в результате отхода из Дебальцево, где было потеряно много техники, и, возможно, людей. Новая операция позволит закрепить территориальные приобретения мятежников. Крупный промышленный центр и порт Мариуполь является очевидной следующей целью.
Переброска российских подразделений и сил мятежников в районы концентрации к северу и востоку от Мариуполя демонстрирует, что такой вариант серьезно рассматривается Кремлем. Если это так, нельзя исключать дальнейшей эскалации и российского военного удара с целью расширения территории, контролируемой мятежниками.
Igor Sutyagin. Russian Forces in Ukraine, RUSI