Бывший профессор Военно-Морского Колледжа и ветеран Агентства Национальной Безопасности Джон Шиндлер опубликовал статью под таким заголовком.
Шиндлер, опираясь на свой опыт работы в Восточной Европе, указывает, что у Украины есть шанс победить в войне с Россией, в случае, если она учтет опыт Хорватии. В 1991 Хорватия потеряла более трети своей территории, которую оккупировали сербские мятежники – но уже в 1995 восстановила практически полный контроль над ними.
Шиндлер при этом указывает на два фундаментальных факта: 1. Воевать – всегда тяжело. 2. Россия – не Сербия. При этом следует учитывать, что и Украина – не Хорватия – она большее ее в 10 раз и по населению, и по территории. Но, в качестве модели стратегического успеха, шаблон Хорватии “вряд ли может быть улучшен”. В распоряжении Киева есть все, чтобы вести оборонительную войну – но, как представляется, он просто не хочет этого делать. Не хватает национальной силы и гордости. Более того, возможно, президент Порошенко не подходит для выполнения такой задачи – тогда его следует вернуть к производству конфеток, и заменить на лидера, который реально готов воевать.
Сегодня подражание Хорватии означает, что необходимо осуществить несколько специфических действий, и немедленно. Текущее затишье в российско-украинской войне – временное. Ниже следуют советы – что необходимо предпринять украинцам, чтобы далее не терять большие куски своей территории и отвоевать то, что уже потеряно.
Мыслить стратегически. Поглядите на карту – Украина – очень большая страна, по европейским стандартам. Киев определенно может менять пространство на время. В долгосрочной перспективе это не та война, которой хочет Россия. Следует прекратить идиотские, с военной точки зрения, сражения до последнего солдата – вроде боев за донецкий аэропорт или Дебальцево, где Киев пожертвовал лучшими солдатами по единственной причине – так приказал Порошенко. Любой русский бросок, цель – которого превратить Новороссию из фантазии в реальность должен быть остановлен. В практическом смысле это означает превращение Мариуполя в Вуковар-на Азове – и это достижимая цель для украинских вооруженных сил. Если русских можно остановить в Мариуполе, их можно остановить повсеместно. Если нет – Украина потеряна. Загреб выиграл в 1995, и по крупному – потому что он играл в долгосрочную игру, и в военном, и в дипломатическом отношении. Кремль, в конечном счете, утомится от токсичных сателлитов в Восточной Украине, и нужно быть готовыми к тому моменту, когда это случится.
Серьезно заниматься разведкой. В настоящий момент Киев практически ничего не может делать секретно. Российские шпионы, глубоко въевшиеся в СБУ знают все, или практически все. В период правления Януковича СБУ фактически превратилось в филиал ФСБ. Оперативная секретность, в западном смысле совершенно необходима. Драконовские меры в области контрразведки – неотложное дело. Это кажется невозможным, но следует помнить, что в 1991 году число только военных агентов Белграда в Хорватии превышало 1800, но Загребу удалось победить в этой шпионской войне, потому что он серьезно относился к контрразведке. Есть также другие срочные задачи, прежде всего, в области электронной войны, где у России – практически тотальное преимущество. Это стоит Украине многих жизней, и здесь Запад может реально помочь. Но нет никакого смысла давать украинцам современное оборудование зная, что оно может оказаться в распоряжении русских. Украина не сможет победить, если ее разведка не будет лучшей, чем у русских, и тут нет времени на раскачку.