“Резонансные чантийцы”

Две первые, пробежавшие вчера в новостной ленте ведущих СМИ, имеют свою предысторию, интересную даже для богатого на подобные истории Кавказа
.
Дадаевы – распространенная фамилия в чеченском социуме. Они живут в Урус-Мартане и Дышне-Ведено, входят, кроме Конжухой, также в тейпы Шарой и Хилдехарой.
Два человека по фамилии Дадаев были осуждены за совершенные в 2008-2009 годах политические убийства бывшего депутата Государственной думы России Руслана Ямадаева и экс-охранника Рамзана Кадырова Умара Исраилова.

Асланбек Дадаев
Асланбек Дадаев

В октябре 2010 года к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в убийстве бывшего депутата Государственной думы России Руслана Ямадаева был приговорен Асланбек Дадаев. По версии следствия, он являлся непосредственным исполнителем убийства Руслана Ямадаева 24 сентября 2008 года в Москве. Тяжелые ранения тогда получил находившийся с Ямадаевым в одной машине бывший военный комендант Чечни генерал Сергей Кизюн. Позже он опознал Асланбека Дадаева.
Сулейман в Вене
Сулейман в Вене

В июне 2011 года в Вене к 19 годам тюрьмы был приговорен Сулейман Дадаев, один из фигурантов дела об убийстве бывшего охранника Рамзана Кадырова Умара Исраилова. Приговор Дадаеву прокуратура сочла слишком мягким. Адвокаты подсудимых в обоих случаях заявляли, что их подзащитные отрицают свою вину.
Наконец, задержанный по подозрению в причастности к убийству Бориса Немцова Заур Дадаев служит в воинском подразделении “Север” и имеет награды за время службы в подразделении. До последнего времени он находился на казарменном положении.

По словам родственников, Заур служит в правоохранительных органах Чеченской республики на протяжении последних десяти лет. Дадаев, как рассказал его дядя корреспонденту “Кавказского узла”, за время службы неоднократно получал поощрения и награды. Так, он предоставил текст распоряжения главы Чечни 19 февраля 2008 года, согласно которому сержант, заместитель командира 2 взвода 3 патрульной роты войсковой части Внутренних войск МВД РФ Заур Дадаев был отмечен “благодарственным письмом”. Родственник Дадаева отрицает возможность того, что его племянник причастен к убийству Немцова. Вместе с Зауром Д. был арестован его троюродный брат Анзор Губашев. Вечером 7 марта секретаря Совбеза Ингушетии Альберт Барахаев сообщил, что по делу об убийстве Немцова был задержан брат Анзора Губашева Шагид. Фамилия Губашев также является не только распространенной в Чеченской Республике (среди тейпов Конжухой, Гухой и Мулкой), но известной своими подвигами. Прославил фамилию предок Губашевых, личный кровник имама Шамиля.

В окружении примкнувших к Имамату аулов лишь одно селение Гута, где проживал тейп Гухой, отказывалось подчиняться Шамилю. Знаменитым среди гухойцев человеком был Губаш. Он был бесстрашным воином, гухойцы уважали и слушались его. Родного брата его звали Гела. Имам Шамиль прислал своих мюридов к гухойцам (три или четыре человека) с тем, чтобы те призвали горцев принять шариат (гухойцы уже до этого считали себя мусульманами), присоединиться к газавату, давая воинов в войско имама, платить в казну определенную часть скота и т. д. Губаш с презрением ответил, что никогда не будет ходить под властью грязного тавлина.

Шамиль
Губаш

Посланцы Шамиля были перебиты. Одного из оставшихся в живых раненого мюрида Губаш отправил к Шамилю, чтобы тот передал своему повелителю его ответ.Шамиль пришел в большую ярость. С войском он двинулся в аул Гута. Брат Губаша – Гела был в это время в отъезде. Войско Шамиля окружило селение Гута. Гухойцы сразились с мюридами, но силы были слишком неравны, и они были разбиты. Губаш с родичами, женщинами и детьми засел в башне (эта башня жилая, трехэтажная, до сих пор находится в Гуте). Взять башню мюриды не смогли и осадили ее. Но в башне оказался предатель, подкупленный Шамилем. Он спустил со второго этажа ночью, когда защитники спали, лестницу, и мюриды, ворвавшись в башню, перебили защитников. Губаш и его сын были захвачены в плен.

Шамиль
Шамиль

Решение суда было непреклонным – Губаша должны были ослепить. Ослепленного Губаша бросили в яму на первом этаже башни. На третьем этаже башни поселился имам. Губаш ночью задушил охранника и, взяв кинжал убитого, размахивая им перед собой, так как он не видел врагов, стал подниматься по лестнице к Шамилю (лестницы в башнях представляли собой бревно с вырубленными в нем ступенями). Размахивая кинжалом, он убил телохранителей Шамиля, которые были на втором этаже башни. Кинжал попал в каменную стену, и у него отломился копчик.
Лансере. Шамиль въезжает в Ведено
Лансере. Шамиль въезжает в Ведено

Шамиль увидел, что слепой Губаш идет по лестнице на него с кинжалом в руке, и не дожидаясь, пока слепец взойдет на третий этаж, прыгнул на него, сев прямо на плечи Губаша. Имам яростно начал бить горца кинжалом по голове. Слепец же, пытаясь сбросить Шамиля, тыкал кинжалом в ягодицы имама, нанося раны. С каждым ударом имам стонал. Шамиль спросил Губаша, нанося ему очередной страшный удар кинжалом по голове: «Ну как теперь ты себя чувствуешь, Губаш?» Губаш ответил: «Клянусь Богом, Шамиль, как будто со вдовой, тридцать лет бывшей без мужа, провел первую брачную ночь!». Губаш был очень сильным и мужественным человеком, и Шамиль понял, что ему так не свалить его. Имам перерезал кинжалом Губашу шейный позвонок, повредив костный мозг. Только тогда Губаш упал. Шамиль, у которого на ягодицах было девять ран, лежал около двух месяцев. Маленького сына Губаша родичи выкрали из темницы. От него пошла фамилия Губашевых».
Рассказал это семейное предание потомок Губаша – Салавди Губашев.

Салавди рассказывал эту историю, называя имена, в том числе и предателя, и помня диалоги Губаша и Шамиля. Кинжал с отломанным кончиком долгое время хранился у потомков Губаша, но потом затерялся. Губашевы принадлежали к секте Кунта-хаджи.

Немного иначе рассказал историю Губаша личный писарь имама.

“В том селении нашелся один злой, сильный и грубый мужчина, которого звали Губаш. Он разбойничал, убивал людей или же сажал их в темницу, а затем брал с них имущество. Люди потребовали убить его. Шамиль, однако, приказал лишь выколоть глаза Губашу, и их выкололи. Самого же его связанным бросили в дом. Следует отметить, что у Губаша была столь большая сила, что семеро юношей лишь хитростью, и потащив за ногу, смогли свалить его и уложить для того, чтобы выколоть глаза.

Ночью слепой Губаш напал на своих врагов, и от рук Губаша Шамиль получил около двенадцати ран по корпусу, на животе, ниже пупка у него было тогда около семи царапин, а кости на груди треснули от давления всем весом на голову этого человека. На помощь бросился кунак Шамиля — Шабан Шатоевский, но нападающий нанес ему колющий удар, и тот умер. Шамиль закричал, называя имя своего храброго товарища Маата Зунси. Тот прыгнул, но нападающий нанес и ему колющий удар. Мааш упал с глубокой раной, и вот тут Шамиль свалил напавшего после долгой взаимной борьбы. Этот человек укусил тогда Шамиля в локоть, а тот укусил его в голову, да так, что воткнул в нее свои зубы. Шамиль своей ногой надавил Губашу на руку, в которой был кинжал. Тут подоспел Зирар Шахади, и Шамиль приказал ему вырвать кинжал из руки нападавшего. Зирар сказал: «Для меня это невозможно». Шамиль тогда сказал: «Ты вырви этот кинжал, отрубив ему пальцы». Кинжал был вырван, а Губаш смертельно ранен и брошен в угол дома. Он при этом бормотал: «Ну каковым ты почувствовал меня на себе?»

По материалам сайта “Кавказский узел”, Интернет-форумов чеченского народа и книги Далхана Хожаева “Чеченцы в Русско-Кавказской войне”

Подготовлено Николаем