По некоторым оценкам, до 500 жителей Оша уехали воевать в Сирию.
Некоторые из них возвращаются. В октябре 2014 года была сделана запись допроса одного из таких боевиков. Он сказал, что по возвращении в Киргизстан должен был встретиться с двумя людьми из Турции. Боевик рассказал: “Их целью была организация терактов в Узбекистане. Я согласился и помочь, потому что знаю скрытые тропы через границу”.
Между Узбекистаном и Киргизстаном – длинная и плохо охраняемая граница. Также как и Узбекистан, Киргизстан граничит с Таджикистаном.
В соседней таджикской провинции Сухт силы безопасности также разгромили подполье ISIS.
В нищем городе Истаравшан 24-летнему сыну учительницы Аджуды Изгашевой дали 9 лет тюрьмы за то, что он помог другу уехать в Сирию. Изгашева утверждает, что сначала ее сын пропал, а потом в дом явились агенты 6-го департамента (борьба с терроризмом), перевернули всех вверх дном, но ничего не нашли.
Если до революции в Ферганской долине господствовала “умеренная” версия ислама, то во время советской власти люди не получали никакого религиозного образования, что сделало их уязвимыми и легко поддающимися на уловки экстремистов.
В маленьком киргизском городке Араван Холмоджан Амаджанов пытается понять, как его 30-летний сын оказался в Сирии. Он предполагает, что сына, бывшего работника семейного кафе, заманили деньгами. Холмаджан предполагает, что сын был убит в сентябре прошлого года. Холмоджан боится сказать это жене. К нему пришли 20 родственников и спросили его все ли в порядке – и он ответил – да, все в порядке.
Число погибших в Сирии, скорее всего значительно превышает те цифры, которые публикуются официальными органами власти. Центрально-азиатские спецслужбы демонстрирую то снаряжение, которое было захвачено у джихадистского подполья. Несмотря на все усилия, им пока не удалось остановить поток новых рекрутов.