Призыв президента Египта, генерал- фельдмаршала Абдель-Фаттаха Сиси к международному сообществу о необходимости немедленной совместной интервенции в Ливии остался без ответа. Сиси тут же выдал следующую идею – “создание межарабских объединенных сил”, главной целью которых будет “война с террором”.
На первый взгляд, идея актуальна и получила поддержку. Король Иордании только что побывал в Каире. Сразу после завершения его визита Сиси должен улететь в Саудовскую Аравию – для обсуждения все тех же проблем “борьбы с терроризмом”.
Тем не менее, и история военного сотрудничества арабских государств, и позиция деспотий Залива, скорее всего, предопределят провал и этой инициативы.
Несмотря на существование арабских соглашений о взаимной защите, история реальных совместных интервенций весьма ограничена. Наиболее крупными предприятиеми такого рода, несомненно, были Война Судного Дня 1973 года и попытка интервенции во время гражданской войны в Ливане в 70-х годах. Попытка вписать в эту картину участие в коалиции 1991 года по освобождению Кувейта не проходит – арабы были под американским командованием и представляли собой меньшинство в коалиции.
В реальности, у соглашения у взаимной защите отсутствуют механизмы активации. О военном сотрудничестве вспоминают только в случае возникновения чрезвычайно ситуации. Каждая арабская страна ориентируется на того или иного патрона на Западе, и в принятии решений более связана с ним, нежели с другими арабскими государствами. Кроме того, все арабские страны без исключения зависят от импорта оружия.
В нынешней ситуации терроризм или угроза терроризма угрожает всем арабским странам – но каждый режим и каждое правительство определяют терроризм по-разному и по-разному воспринимают угрозу. В этих условиях создание единой арабской силы для борьбы с терроризмом – при том, что отсутствует его четкое и согласованное его определение всеми участниками представляется проблематичным.
С точки зрения Сиси, воюющего против “Братьев-Мусульман”, любые группы с ними связанные – от Йемена до Сирии, включая ХАМАС, попадают под определение “террористы”. Но этот взгляд не разделяется всеми арабскими режимами.
Более того, большинство так называемых “арабских государств” уже являются членами международной коалиции по войне с террором во главе с Соединенными Штатами. Частью этой коалиции является и сам Египет, “предоставляющий поддержку в области логистики и информации”.
Военный аналитик, генерал в отставке Адель Сулейман заявил в интервью As-Safir: “Условия сегодня другие. Арабское военное сотрудничество – история вчерашнего дня, и несостоявшаяся история. Сегодня военное сотрудничество становится еще более проблемным. Нет ни одного арабского государства с самостоятельной военной силой, поэтому союз с крупными странами превращается в основное условие любой коалиции с участием армий арабских государств. У этой идеи попросту нет смысла, поскольку между 22 арабскими государствами нет той связи, которая позволила бы им провести совместную военную акцию”.