Данная статья является сокращенным переводом статьи Зияда Госна, опубликованной в ливанской про-асадовской газете Al-Akhbar.
Среди множества проблем, порожденных сирийской войной, особо следует отметить утрату Сирией роли основного связующего звена в торговле между Европой и зоной Персидского залива. Прямым следствием этого является трансформация Израиля в ворота региональной международной торговли и усиление влияния Турции в северной части Сирии, находящейся под контролем террористических групп.
В начале 2000-х сирийское государство активно работало ради того, чтобы превратить страну главный маршрут транзита товаров между Европой и Заливом. Сирия превратилась в ворота таких стран, как Иордания и Ирак для потока товаров, шедших из Турции. На пике сирийского транзита через страну проходило 137 тысяч грузовиков в год, из них 50-60 тысяч – турецких грузовиков. В 2008 Сирия заработала на транзите 126 миллиардов фунтов, через страну было перевезено более 4,3 миллиона тонн грузов.
Первый этап войны не принес серьезных изменений. В порту Тартус в 2012 году было даже зафиксирован рекордный объем обработанных грузов – на 94 тысячи тонн больше, чем в 2010. Но турецкий транзит через Сирию начал резко снижаться. С утратой контроля над границей развился новый феномен – прямые турецкие поставки на контролируемые мятежниками территории. За 2014 год мятежники приняли из Турции 108 тысяч грузовиков. Никто не знает, какая часть этих грузовика поставила товары, а какая – оружие и боеприпасы. Одновременно на юге через Ливан в южные провинции идет до 100 грузовиков в день.
По данным сирийцев, внешний торговый транзит через Сирию сократился на 80%, что означает фактический коллапс транспортной отрасли. Сирия потеряла более 70% парка грузовых машин – из-за грабежей, боевых действий, уничтожения централизованной системы автомобильных дорог, уничтожения ремонтной инфраструктуры и отсутствия запасных частей.
В чисто коммерческом отношении, сирийский транзит утратил конкурентные преимущества. Сирийские порты требуют высокие сборы за обработку грузов, топливо для грузовиков дорого, страхование грузов практически невозможно, риск для водителей – крайне высок. Одновременно, иорданцы в порту Акаба снизили сборы за обработку грузов и перетянули на себя иракский торговый траффик.
Если раньше стоимость прохождения турецкого грузовика через Сирию составляла 350 долларов, то сейчас она увеличилась до 4-8 тысяч. Несмотря на это, поток турецких товаров по-прежнему идет в соседние с Сирией арабские государства – но уже совершенно иными путями.
Израиль успешно занимается маркетингом транспортных терминалов на оккупированных территориях, в первую очередь, в порту Хайфа. Турецкие грузовики паромом доставляются из порта Мерсин в Хайфу и через Иорданию идут в страны Залива. Некоторым препятствием является перегрузка товаров на терминале в районе моста короля Хуссейна, но это не останавливает Израиль и его партнеров. Известно, что объем товаров, идущих по этому маршруту, с 2010 по 2013 годы увеличился на 330%. В 2013 году через Израиль прошли 10 589 турецких грузовиков. Объем перевезенных таким образом через Израиль в арабские страны грузов вырос с 17,8 тысяч тонн в 2014 году до 77,3 тысяч тонн в 2014.
Таким образом, уже сформирована новая система региональной транспортной инфраструктуры, из которой полностью исключена территория Сирии. Объемы работ в портах Мерсин и Бейрут увеличились в три раза с момента начала сирийского конфликта – и исключительно за счет обработки товаров, которые раньше шли через Сирию.