Это не означает, что России не удастся достигнуть ее первоначальных целей. Неожиданный прорыв в страны Балтии или вдоль польской границы может принести успех – на операционном уровне, на протяжении нескольких дней. Но НАТО – не Украина: российские силы обнаружат, что они находятся не среди контуженных, нищих, и враждующих с собственной страной людей пост-советских развалин Донецка, но в современных городах, в которых живут люди, которые их ненавидят, а небо и суша быстро наполнятся такими видами военного отпора, о которых украинцам приходится только мечтать.
Это – не новая проблема для Кремля. Много лет назад высокопоставленный чин в КГБ рассказал мне, что советское руководство уверено – Варшавский блок прорежет Западную Германию насквозь менее, чем за неделю. Я согласился. А затем спросил: “После того, как вы туда влезете, как вы будете оттуда вылезать?” Последовало неловкое молчание: мой собеседник полагал, что на седьмой день НАТО сложит оружие, и нет нужды думать о дне восьмом.
Путин страдает таким же образом мышления, но русские генералы, которые не являются ни дураками, ни сумасшедшими, наверняка понимают, что продолжительная война с НАТО – проигрышная пропозиция. И Путин, и генералы, рассчитывают на политическую, а не на военную победу. Путинское хвастовство и продолжающиеся вторжения в воздушное пространство НАТО предопределены пониманием, сложившимся еще в советскую эпоху. Согласно ему, НАТО – не более чем шарада, дорогой, но чрезвычайно хрупкий сосуд, который распадется на мелкие кусочки от малейшего удара. Если Путин решится на атаку, то не ради защиты “прав русскоязычных”, но исходя из бредовой веры в то, что один мощный военный удар покончит с НАТО раз и навсегда.
Президент Обама и его команда не помогли разубедить Путина в том, что ему удастся победить. Белый Дом или не хочет, или не в состоянии поднять НАТО, и отказывается признать российское вторжение в Украину угрозой миру. К несчастью, там, где Белый Дом видит спокойствие и терпение, Путин видит слабость и страх.
Это в особенности опасно на фоне того, что страны НАТО, в случае вторжения, будут воевать, в соответствии со своей подготовкой и опытом. Они будут воевать очень реальным и очень современным западным оружием. И, в конечном счете, если Путин нарвется, русские проиграют, и кончится это для них плохо.