Может ли Россия победить в прямой конфронтации с НАТО? – Ответ на этот вопрос – нет.
Речь идет, однако, о неправильно поставленном вопросе. Более насущным вопросом для Запада является следующий – может ли Путин, исходя из своих собственных соображений, вынудить российские вооруженные силы вступить в войну с НАТО, независимо от последствий. Российский президент – не только нео-советский ностальгик, жаждущий “отомстить” за крах СССР, но фантазер старой кремлевской школы, верящий в слабость “загнивающего Запада”. Если путинское приключение в Украине превратится в попытку испытать НАТО на прочность, дело может закончиться глобальной катастрофой, и потом долг США и западных союзников – остановить Путина там, где он находится именно сейчас, положить конец этой захватывающей азартной игре, ставки в которой слишком высоки.
Для начала нам стоит отвергнуть наше собственное необоснованное беспокойство о возможностях НАТО. На суше, НАТО не столкнется с тем опасным дисбалансом, который нависал над Европой на протяжении всей холодной войны. Алармисты признают, что Россия не гигант ростом в десять футов, но дают ей восемь с половиной футов. В качестве доказательства они говорят о количестве боевой техники и огромных путинских инвестициях в военный бюджет.
Но в этом случае забываются некоторые важные реалии, включая состояние и возраст техники, изношенность командной инфраструктуры и низкое качество российских призывников. Российская армия – крупная региональная сила. Она в состоянии убить много людей. Это не означает, что она в состоянии выдержать войну с куда более населенной и богатой коалицией из трех десятков (и возможно, более) наций.
Более того, на стороне НАТО – качественное преимущество, которое приведет к скорому коллапсу российских сил, в особенности, в воздухе. Воздушная Национальная Гвардия штата Вермонт(на протяжении десятилетий перехватывавшая советские и российские самолеты у Восточного побережья) более готова к войне, чем ВВС России. Без господства в воздухе у российских сил нет никакого шанса в любом блицкриге на натовской территории, и русские командиры это знают. В третьей мировой войне не будет воздушной акробатики и боев асов, и сбить боевой самолет альянса – это не совсем тоже самое, что сбить ничего не подозревающий пассажирский лайнер.
И, наконец, у НАТО есть то, чего жестко не хватает российской армии – боевого опыта. По мудрости или по глупости, США и союзники на протяжении последних 15 лет ведут войну на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Армии НАТО наполнены мужчинами и женщинами которые знают как воевать, организовывать снабжение, связь и оставаться сплоченной силой в ходе реального боя. Российская армия, когда-то имевшая богатейший опыт генералов второй мировой и позднее – ветеранов брутальной попытки покорить Афганистан, теперь может похвастаться людьми, чей опыт заключается в сносе реактивным огнем жилых кварталов в Грозном или отстреле задавленных огневой мощью украинских призывников.