Начавшаяся открытая военная кампания Египта в Ливии может привести к самым неожиданным – и, возможно, плачевным результатам.
У Ливии и Египта -1150 километров общей и ничем не прикрытой границы. В Ливии постоянно живут минимум полмиллиона египтян, но точное их количество неизвестно. Правительство Египта было втянуто в эту войну и решилось на нее только получив, подобно Иордании “народный мандат” возмущения, вызванный казнью коптов в Триполи.
Египет всячески уклонялся от участия в “коалиции против ISIS” и был занят ведением собственной, пока не принесшей выдающихся успехов, кампанией против джихади на Синайском полуострове. Следует отметить два важных аспекта происходящего. Впервые за многие годы Египет открыто объявил об участии в боевых действиях за пределами собственных границ. И у этой операции нет четко обозначенных временных рамок – в стране, расколотой между множеством племен, движений, банд, и уже фактически развалившейся на восточную и западную части.
Гражданам Египта дается 48 часов на то, чтобы покинуть территорию Ливии. жизнь и неприкосновенность тех, кто останется. не гарантируется. Начало египетской операции против ISIS сопровождалось выражениями народной поддержки – и страхом того, что страна втягивается в затяжную войну.
Президент Египта, Абдель Фаттах Сиси, с тем, чтобы сдержать взрыв возмущения в обществе приказал начать бомбить ISIS практически немедленно после публикации видео с казнью коптов. После этого он поспешил в Собор Св. Марка в Александрии, где выразил свои соболезнования коптскому Папе Тавадросу II.
Египетская община в Ливии охвачена страхом и неуверенностью. Все опасаются ответных репрессий со стороны джихадистских групп. На протяжении многих лет египтяне традиционно выезжали в Ливию на заработке – в особенности, в строительстве и в рыбном промысле. В Ливию, в основном, ехали жители бедных деревень Александрийского губернаторства.
От прямого египетского вмешательства выигрывает пока только один человек – генерал Халифа Хафтар, вокруг которого собрались ошметки ливийской армии, воюющие с исламистами в Бенгази. Хафтар очень надеется на то, что египтяне не ограничатся ударами по базе ISIS в западной Ливии, но и займутся его противниками – мятежниками Мисраты и союзными им бригадами.
Военное вмешательство Египта создает совершенно новую политическую ситуацию вокруг Ливии. Односторонняя египетская акция породила большую озабоченность в Алжире. Алжирские военные на протяжении нескольких десятилетий ведут войну с группировками, подобными ISIS. Тем не менее, Алжир рассчитывал на согласованные действия на территории Ливии, и с опасением входит в новую эпоху, где каждое государство действует на свой страх и риск, без учета мнения соседей.
Кроме всего прочего, бомбардировки Дерны могут рассматриваться в качестве предупреждения Эфиопии и демонстрации военных возможностей Египта – в случае, если между Египтом и Эфиопией не будет достигнуто соглашения об условиях строительства эфиопами плотины в верховьях Нила.
Египет, со своей стороны, надеется на создание еще одной коалиции, в которую он хочет привлечь Францию, Италию, ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию. В дополнение к этому, по сведениям турецкого агентства Anatolia Египет рассчитывает на поддержку России и сейчас ведет с ней переговоры об этом.