Несмотря на то жестокую войну друг против друга в Ираке и Сирии, многие шиитские и суннитские боевики разделяют одно и то же апокалиптическое видение происходящих событий. Они воюют в авангарде Махди, мусульманского спасителя, появление которого в Леванте предсказал пророк Мухаммед. Махди появится перед концом света и возглавит войну против полчищ кафиров. 24-летний Аббас, шиит из Ирака говорит: “Я так ждал того дня, когда я буду сражаться в Сирии. Спасибо Аллаху за то, что он выбрал меня, и я стал одним из солдат Имама”. Аббас, как и другие шииты, верит в том, что Махди будет 12-м имамом, лидером из числа прямых потомков Мухаммеда. Муссаб, боевик Джабхат ан-Нусра, вторит ем у: “С каждым прошедшим днем мы все больше понимаем – настали дни, о которых говорил Пророк”.
Абсурдность интеллектуальной конструкции, в которой убийства мусульманами друг друга воплощает в жизнь пророчество о том, что мусульмане победят кафиров, несомненно, озадачивает стороннего наблюдателя. Но ранние исламские апокалиптические предсказания по природе своей – сектантские, потому что они выросли на сходных сектантских конфликтах, которые разрывали ислам в Ираке и Леванте. И именно поэтому они столь мощно резонируют в наши дни.
Вскоре после смерти Мухаммеда , гражданские войны (фитан) поглотили только что родившуюся исламскую империю. Вчерашние соратники Мухаммеда сражались друг против друга за политическое первенство. Это соревнование было оформлено в религиозных терминах, так как и Мухаммед, и его наследники, халифы, располагали и религиозной, и светской властью. До и после каждой новой напасти сторонники той или партии распространяли предсказания от имени Пророка, поддерживающие их кандидата. За прошедшие столетия контекст забыт, но пророчества остались.
Для того, чтобы осознать сектантское измерение исламских апокалиптических пророчеств, следует ознакомиться с такой загадочной фигурой, Суфьяни. Согласно легенде, Суфьяни происходят от Абу Суфьяна, вождя племени Мухаммеда в Мекке, прославившегося преследованиями пророка и правоверных. Позднее Абу Суфьян и его семья приняли ислам, но сын Абу Суфьяна воевал с зятем пророка, Али за контроль над исламской империей, и, в конце концов, стал халифом и основателем династии Омейядов.
Как и следовало ожидать, сторонники проигравшей стороны, “шиат Али” (партия Али) и позднее просто шииты, начали распространять предсказания пророка о неизбежном крахе новой династии от рук Махди, члена семьи Мухаммеда, который одолеет Суфьяни в Леванте. Одно из ранних предсказаний гласит: “Когда Суфьяни достигнет Куфа (город в Ираке), и убьет членов семьи Мухаммеда, явится Махди”.
Многие шииты в наши дни полагают, что явление Суфьяни неизбежно, но не приветствуют его из-за негативной роли в апокалиптической драме. Генеральный секретарь иракской “Хизбаллы” так оценивает происходящее: “Все мы верим в то, что Суфьяни будет сражаться с Имамом, и пророк убьет его в землях Шама. Мы подчеркиваем, что то, что происходит в землях Шама – начало новой напасти и начало появления армии Суфьяни, которая теперь называется Сирийская Свободная Армия”.