Журнал Frontline Magazine попросил бывшего оперативника ЦРУ Патрика Скиннера прокомментировать заявления ряда американских официальных лиц, в том числе, госсекретаря США Джона Керри о том, что в результате кампании бомбардировок коалиции ликвидирована половина руководства ISIS.
Как вы относитесь к объявлению Керри? Что такое высшее руководство ISIS?
Возможно это заявление верно. Но оно также вводит в заблуждение, и, в любом случае, иррелевантно. Мы бьем по мелким отрядам – любого можно назвать “высшим командиром”. Да, мы убиваем много людей, но это индикатор, вводящий в заблуждение. Я понимаю, почему они это говорят. Нужны хорошие новости… У нас есть некоторые успехи. Главу провинции Ниневия пришлось менять дважды. Оба раза эмиры гибли в результате бомбардировок.
Я не знаю, как сейчас США определяет “высшего командира”. У ISIS достаточно жесткая командная структура, благодаря баасистской идеологии и военному образованию части кадров. Совершенно понятно, что кто-то в ранге губернатора провинции чрезвычайно важен, но я подозреваю, что речь идет о более низком тактическом уровне.
Американский CENTCOM сообщил, что убиты 6 тысяч боевиков ISIS, при том что их общее количество, предположительно, 14 тысяч. Насколько это вероятно? Есть какой-то фронт, который стоит ISIS особенно дорого?
Весьма возможно. Может быть несколько завышено, но они примерно знают. Я не могу строить догадок о конкретных цифрах. В Кобани для ISIS все идет плохо. Они платят за это по настоящему высокую цену. Они бросили туда очень много боевиков. Они теряли там по сто человек в неделю.
Они не проиграют повсеместно, но есть несколько кровоточащих фронтов. Когда они пытались взять Эрбиль, и их отбили, они оказались в открытом поле. Их просто расстреливала артиллерия.
В Синджаре курды сильно их потрепали. Комбинация авиационных ударов и пешмерги, а также тех подразделений иракской армии, которые демонстрируют некоторый уровень боеспособности, доказала свою летальность. Но изменение обстановки на местах занимает несколько больше времени, чем можно было предположить. У курдов была реально плохая осень. Их миф о неуязвимости проткнули. Но они вернулись. Осенью у них реально не было припасов, а у ISIS припасов было много.
У ISIS нечего противопоставить авиационным ударам. Авиационными ударами войны не выиграть, но упомянутая комбинация сил сломает ISIS.
Продолжает ли ISIS успешно вербовать иностранных боевиков, или темпы вербовки снизились в последние месяцы?
Пока что признаков этого не наблюдается. В последний месяц завербовали даже больше – 1500 вместо 1000. ISIS так их притягивает. Потребуется продолжительный поток сильных негативных новостей об ISIS, чтобы проткнуть их вербовочный пузырь. Они не смотрят на факты или на социальные сети. Они живут в своей собственной параллельной вселенной, и ISIS присосался к этому типу уязвимых социальных групп. Эти люди не читают сводок американского командования. Они понятия не имеют о том, что происходит.
ISIS все еще выдает реально прилизанную пропаганду. Все еще издает коммюнике для каждой провинции каждый день, и все еще показывает свои клипы. И ISIS, использует иностранных боевиков для атак смертников. Эти люди пришли для того, чтобы стать шахидами – и ISIS, никогда им не отказывает. Они – не лидеры, и не командиры. Они просто пушечное мясо. И поэтому пока вербовка иностранцев не сокращается.
Но у ISIS – реальные проблемы. Каждый день им все хуже и хуже.